МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 13. Вавилонская Башня - "И был язык один".

13.1. Концепция святого языка

Есть всем известная фраза, что иврит - святой язык. Что эта фраза означает? В чем отличие иврита от других языков? Отличие в том, что иврит является языком неконвенциональным. Все остальные языки являются конвенциональными, т.е. названия предметов являются таковыми потому, что такова конвенция, соглашение между людьми. Стол называется "стол" потому, что все люди понимают под этим стол. А если вдруг все начнут понимать под словом "стол" - шкаф, то ничего страшного в русском языке не произойдет: все прилагательные и все глаголы изменятся, но никакого нарушения структуры языка русского не произойдет. В иврите совершенно дело не так. В иврите между словами существует несколько разных типов связей, так что все слова образуют как бы некую сеть. И эта сеть, как я попытаюсь дальше объяснить, - изоморфна окружающему миру, то есть отражает его истинную структуру.

Какие связи вообще существуют между словами? Например, нам всем известна связь - "однокоренные слова", когда есть корень, а из него как бы что-то растет. В иврите, как и во всех прочих языках, тоже есть корни и есть "однокоренные слова". Но интересное отличие иврита начинается не на уровне того, что из корня растет, а на уровне самих корней. А именно, это связи между корнями разных типов. Первый тип связи, который мы рассмотрим, называется "двух-согласная ячейка". Как вы знаете, корень состоит из трех согласных. Но оказывается, что кроме уровня трех-согласных корней существует уровень двух-согласных ячеек, так что есть много корней, родственных друг другу, которые все растут из одной ячейки.

Кроме этого типа связей есть еще другие типы связей.

Например, есть 3-х согласный корень с заменой букв. (Примеры см. ниже в статье).

Есть связи и другого уровня. Например, когда одно слово получается из другого перестановкой букв.

И, наконец, еще один тип связи может быть, когда буква в слове заменяется на букву из того же "произносительного ряда", группы. В иврите есть 5 "рядов букв": БУМАФ (Бэйт,Вав,Мэм, Пэй - это все губные буквы), ГИХОК, НаХаЭ, и т.д.

Наконец, есть еще один тип связи - гематрия, когда численное значение слова совпадает с численным значением другого слова. (Все буквы в иврите имеют численные значения, и численное значение слова равно сумме численных значений его букв).

Таким образом, в иврите между словами могут быть множество разных типов связей. Современная лингвистика при этом признает за легитимные связи типа двух-согласной ячейки, а относительно недавно она признала законными также связи типа циклической замены, и также она признает наличие связи через замены внутри групп согласных. Численные же значения букв или составленность из одних и тех же букв она не признает за легитимный тип связей. (Отметим, что когда-то лингвистика не признавала даже двух-согласные ячейки).

Итак, с точки зрения всех этих связей получается, что все слова в иврите связаны в какую-то очень сложную сеть. Так что слово связано не только со своим корнем, как в русском языке, но и с множеством других слов. Получается некое пространство связей. Так вот, главная идея, которая говорит, что иврит - это святой язык, утверждает, что эта система связей между словами адекватна системе связей между объектами. Грубо говоря, слово "Шульхан" означает "стол" не потому, что мы так договорились, а потому что все типы связей слова "Шульхан" эквивалентны связям стола.

Если мы будем произвольно изменять значения слов в иврите, то вся сеть связей разрушится.

Пример. Слово "Олам" означает "мир". Оно связано с корнем "Нээлам" - "исчезать". Обычный лингвист скажет, что эти корни не связаны. С точки зрения же религиозной, мир называется "Олам" потому, что его главное назначение - сокрытие Всевышнего, идея сокрытия есть суть существования мира.

Есть множество случаев, в которых эта связь оказывается явно не случайной, и на ней объясняются различные вещи.

Очень интересен другой аспект: современная лингвистика зашла в некоторый тупик в вопросе об истории происхождения иврита. Чем был прасемитский язык, и как возникли ивритские корни?

Есть две теории, каждая из которых является весьма обоснованной на уровне лингвистики. Одна теория говорит так: сначала были 2-согласные ячейки с неконкретным ("общим") значением, а потом к ним присоединилась третья "конкретизирующая" согласная, так что появился более определенный корень.

Другая теория говорит иначе: вначале были нечетко определенные группы согласных, в которых порядок мог меняться в разговорном языке, а потом каждый из порядков приобрел более зафиксированное значение. (Вообще, в семитских языках согласные могут меняться местами (метатеза); есть масса примеров слов в иврите, когда от перестановки получаются родствнные слова). Например, буквы Айн, 3айн и Рэйш - означали "помогать, способствовать", а потом одна из групп приняла значение "мышца" (зроа), а другая "помощь" (эзер). Эта теория тоже является весьма обоснованной с чисто лингвистической точки зрения.

Эти обе теории являются вполне обоснованными (обе теории друг другу не противоречат: одна связь действует и другая связь действует. Противоречие возникает тогда, когда мы пытаемся подумать, из какой же из двух структур все-таки возник иврит? Не может же быть, что он возник одновременно из обеих! Сегодня иврит - язык однородный, необычайно стройный и "систематический", и предположить, что часть корней возникла из двух-согласных ячеек, а часть из нечетких трех-буквенных последователей - очень трудно. Иными словами, это могло бы являться доводом к тому, что иврит ни из чего не возник, то есть, существует изначально. Я, конечно, не хочу сказать, что это научное утверждение (скорее это драш), наличие двух конкурирующих теорий, по-моему, очень хорошо иллюстрируют проблему происхождения "святого" языка.

13.2. Структура иврита

Иврит поражает европейцев своей почти математической четкостью. Однородная система трех-согласных корней, ясная структура глагольных форм, предусмотренная возможность получения неологизмов путем "надевания" подходящей формы огласовки ("мишкаль") практически на любой корень, чрезвычайно малое количество исключений - все это резко отличает иврит от привычных нам русского или английского.

Но отличия на этом не кончаются. Как и во всех языках мира, "корень" в иврите порождает группу родственных ("однокоренных") слов. Однако, в отличие от европейских языков, в которых разные корни практически не связаны друг с другом, - ивритские корни не идут "врассыпную", а образуют "сеть", узлы которой соединены разнообразными связями.

Ярким примером такой связи является существование в иврите "суперкорней" (на научном языке - "двух-согласных ячеек"). "Суперкорень" - это две согласные, являющиеся основой для целой группы обычных корней.

Например, ячейка - "пей - рейш" имеет значение "отделяться", "разделяться", и из нее произрастает целое семейство обычных корней (каждый из которых, в свою очередь, порождает дерево однокоренных слов):

"при" - плод [="отделенный от дерева"] и глагол дшф - "пара" - плодиться, размножаться

"перах" - цветок (начинающий "отделение" плода от дерева)

"парад" - разделяться (дгйшф - "преда" - прощание)

"парац" - врываться (хшфо - "мифрац" - залив)

"парар" - крошиться (нйшешф - "перурим" - крошки)

"парах" - разламывать (длшфд - "hафраха" - разламывание, опровержение доказательства)

"патар" - разрывать, решать проблему (питарон - "решение")

"афар" - прах (земной), нечто "рассыпающееся" под руками

"эфер" - зола (которая рассыпается, в отличие от дров)

"парат" - детализировать (нйишф - "пратим" - детали)

"патар" - прорываться, развязывать (нзш шиф - "петер рехем" - первенец, см. в Торе ........) "пара" - распускать (волосы)

"параз" - рассеянные (в Свитке Эстер - евреи, живущие вне городов

"кфар" - деревня (? - не концентрированное поселение, в отличие от "города", близко к предыдущему?)

"цафра" - утро (прорыв ночи) (арамейское слово)

А вот другой пример суперкорня: "шин - нун" - в общем значении "быть обращенным к предыдущему", "повторяться":

"шени" - второй (идущий после предыдущего, первого), и от него дрщо - "мишне" - заместитель (первого)

"шана" - изменяться (изменение обязательно предполагает наличие "предыдущего" и "последующего")

"йашан" - старый, прошлый

"шана" - год (повторяющийся цикл)

"шен" - зуб (зубы - это единственный орган, идущий целым рядом, повторяющийся, а также единственный орган целиком сменяющийся, повторяющийся)

"шанан" - изучать, повторять учение (с него сделана русская калька "зазубрить)

"лашон" - язык, связанный с "зубами" и с "изучением"

"Мишна" - свод еврейского Устного учения

Вот еще один пример: "рб" - "бейт - нун" - строить, выстраивать ряд.

"боне" - строить (пйрб - "биньян" - здание, постройка)

"бен" - сын (=построение рода)

"бина" - понимание (от нее - "мевин" - "понимаю") ("бина" имеет значение "понимание в результате выстраивания ряда рассуждений", "построение логической структуры объекта", постижение аналитическое).

"эвен" - камень (строительный материал)

"левана" - кирпич (строительный материал)

Признание лингвистикой наличия "двух-согласных ячеек" было давним и всеобщим, и большинство лингвистов стало придерживаться теории, которая утверждала, что "в глубокой древности в общесемитском праязыке" были двух-согласные основы с расплывчатой семантикой, которая затем дифференцировалась в результате добавления к этим основам третьей, формообразующей согласной.

Однако в конце 50-х годов на уровне лингвистической науки была доказана всеобщая распространенность в иврите (как и в других семитских языках) иного типа "связей корней", при котором один корень можно произвести из другого, близкого ему по значению, путем перестановки трех его согласных. (См. опубликованную в СССР книгу Майзеля "Пути расширения корневого состава, семитских языков.) Ограничимся несколькими примерами.

"зроа" - мышца, сила; "эзер" - помощь

"эцба" - палец; "бица" - выполнять действие, реализовывать (от него, кстати, -

"мивца" - операция, кампания)

"каhаль" - общество; "лаhака" - группа, хор

"симла"; "салма" - оба слова означают платье, одежду

"кевес"; "кесев" - оба слова означают овцу

После лингвистического доказательства наличия такой связи между корнями (впрочем, в еврейской традиции о ней говорится еще в источниках времен Талмуда) была создана другая теория возникновения иврита, которая утверждала, что в "общесемитском праязыке" были "трех-согласные переставляемые группы с (опять же!) расплывчатой семантикой", которая потом дифференцировалась путем спецификации различных порядков следования этих согласных.

Обе эти теории с лингвистической точки зрения вполне обоснованны. Противоречие же между ними возникает тогда, когда каждая из них пытается объяснить происхождение - а не только существующую структуру иврита. Ведь действительно, трудно предположить, что из объединения двух совершенно разнородных основ - какими являются "двух-согласная ячейка" и "трех-согласная группа с незакрепленным порядком следования согласных" - возникла такая математически строгая, и, главное, совершенно однородная структура, какой является трех-согласный корень в реальном иврите.

Еврейская религиозная традиция, отмечая наличие в иврите как двух-согласных ячеек, так и "трех-согласных перестановок" (и, кстати, многих других типов связей между словами, до объяснения и даже констатации которых современная лингвистика еще не дошла - как например различных перестановок букв, замены согласной на родственную или "симметричную" ей, различных видов связей слов по их численному значению и т.п.) - не считает их объяснением происхождения иврита. Традиция утверждает, что иврит Торы был дан Адаму Самим Богом, и что наличие самых разнообразных связей, превращающих корни языка не в "россыпь", а в "сеть" является важнейшим проявлением "неконвенциальности" иврита. В отличие от других языков, где значение слов определяется конвенцией, сознательным или естественным соглашением между его носителями - смысл слов в классическом иврите является частью сущности объектов окружающего мира. Структура корневой сети иврита изоморфна структуре действительности, и именно поэтому иврит называют "святым языком".

И так же, как мы, евреи, ненормальный народ, нам положен ненормальный язык - неконвенциональное орудие нашего парадоксального возрождения на нашей ненормальной Эрец-Исраэль.

Для математиков:

В заключение можно сформулировать следующую формулу. Словарный запас языка иврит есть подмножество прямого произведения корневой сети на биньяно-мишкалевую структуру (впрочем, об этом подробнее в следующий раз).

13.3. Проблемы с современной лингвистикой.

В отличие от естественнонаучных дисциплин (физики, астрономии, биологии), в которых религиозные ученые обосновывались давно и основательно, - и, вследствии этого, были поставлены, проанализированы и решены многие вопросы мнимого "противоречия между религией и наукой" - в гуманитарной области, отстающей от естествознания, эта работа еще не была проделана. Так что лингвистика (так же, как история, социология и т.п.) еще ждет своих религиозных исследователей.


Продолжение