Часть 1. АДАМ
Текст Торы: Книга Бытие, гл. 1-3
Предисловие
Глава 1. Введение: Вопрос о Сотворении мира -
соотношение
религиозного и научного
подходов
1.А. Сколько лет миру?
1.Б. Дополнение: Дальнейшние сложности и варианты
подхода к их решению
Глава 2. Структура мироздания:
"Творение" и "переделка"
Глава 3. Сотворение мира за 7 дней -
Структура "сфирот"
Глава 4. Два рассказа о сотворении человека
4. А. Соотношение
двух рассказов
4. Б. Систематизация различий между
Первым и Вторым
рассказами о Сотворении
Глава 5. Продолжение анализа
сотворения
человека - детали Второго рассказа
Глава 6. Мужчина и женщина
Глава 7. Дерево Познания Добра
и Зла
Глава 8. Причина ошибки Адама и
цель Сотворения
человека
Часть 2. НОАХ
Глава 9. Две истории рождения человечества
Глава 10. Потоп
Глава 11. Шем, Хам и Яфет.
Глава 12. Вавилонская Башня - "Слепим кирпичи и обожжем в огне..."
Глава 13. Вавилонская Башня - "И был язык один..."
Глава 14. Вавилонская Башня - "И сделаем себе имя..."
Часть 3. СОЗДАНИЕ НАРОДА ИЗ ПРАОТЦЕВ
Глава 15. Избрание
Глава 15-Дор. (Добавление к главе 15)
Глава 16. Монотеизм.
Глава 17. Личностность народа
Глава 18. Испытание/Сфирот
Глава 19. Авраам - часть 1
Глава 20. Авраам
Глава 21. Авраам, часть 2. Раскрытие (Вайера)
Глава 21-Дор. Дополнение к главе 21. Источник доводов при споре с Богом (на примере Авраама в истории про Содом)
Глава 22. Лот в Содоме и разрушение Содома
Глава 23. Авраам и Авимелех, часть 1
Глава 24. Сара, Агарь и Ишмаэль
Глава 25. Авраам и Авимелех - часть 2
Глава 26. Акеда
Глава 27. Хайей Сара - "Жизнь Сары"
Глава 28. Ицхак, категория "Гвура" и концепция "Испытания" - часть 1
Глава 29. Благословение Ицхаком сыновей
Глава 30. Яаков
Глава 31. Яаков и его жены
Часть 4. ИОСИФ
Часть 5. МОИСЕЙ
Часть
1. АДАМ
Текст Торы: Книга Бытие, гл. 1-3
1:1-2:3 - русский, иврит
2:4-3:24 - русский, иврит
4:1-4:5 - русский, иврит
Предисловие
Глава
1. Введение: Вопрос о Сотворении мира -
соотношение
религиозного и научного
подходов
1.А. Сколько лет миру?
1.1. Сколько лет миру - постановка проблемы
1.2. Первый технический вариант решения -
"мир создан
старым" (т.е. "взрослым")
1.3. Второй технический вариант решения -
"иная скорость
процессов во время Сотворения мира"
1.4. Общая схема соотношения религиозного
и научного подхода к Сотворению мира
1.5. От "попытки установить факты"
к концепции "свободного выбора"
1.6. Доводы, которые были для
меня лично важными в процессе
принятия религиозной точки зрения
1.7. Уточнение религиозного подхода к
Сотворению мира
1.8. Каббалистическая концепция эволюции
1.9. Религиозный смысл наличия противоречия
между религиозным и научным подходом
1.10. Важность идеи Сотворения мира
1.Б. Дополнение: Дальнейшние сложности
и варианты
подхода к их решению
1.11. Проблема последовательности создания Мира:
что раньше - растения или Солнце и Луна?
1.12. Варианты подхода к решению этой проблемы
Глава
2. Структура мироздания:
"Творение" и "переделка"
2. 1. Первый День: сотворение света
2. 2. Разница между "бара"
("сотворил") и
"аса" ("сделал")
2.3. Три несводимых уровня Мироздания
2.4. "Наасе Адам -
сделаем человека"
2.5. Идея празднования Субботы
2.6. "И был вечер и было утро"
Глава 3. Сотворение мира за
7 дней -
Структура "сфирот"
3.1. Не хронология, а структура
3.2. Однородность строения миров на всех уровнях
- "
10 сфирот"
3.3. Отступление: Влияние
набора понятий нашего
языка на восприятие окружающего мира
3.4. Проявление в структуре
Мироздания
категории "хесед"
3.5. Проявление в структуре
Мироздания
категории "гвура"
3.6. Соотношение "хесед" - "гвура"
3.7. Проявление структуры хесед - гвура
в социальной структуре современного
еврейского религиозного мира
3.8. Пример понимания стиха
из Псалма
с использованием
категории "хесед"
Глава 4. Два рассказа о сотворении человека
4. А. Соотношение
двух рассказов
4.1. Два параллельных рассказа о Сотворении
4.2. Библейская критика
4.3. Деление текста Торы на
современные "главы"
4.4. Хронология Шестого дня
Творения.
4.5. Адам и его жена
4. Б. Систематизация различий между Первым
и Вторым
рассказами о Сотворении
4.6. Два рассказа о Сотворении как две проекции
4.7. "Природный" и "метафизический" человек
4.8. Вопрос "ценностности
внешнего мира"
4.9. Человек как "царь"
и человек как "мир"
4.10. Человек как "род"
и человек как "индивидуум"
4.11. Сад и Деревья - только во Втором
рассказе
4.12. Два аспекта Богоподобности человека
4.13. Систематизация (предварительная)
различий между двумя рассказами
4.14. Разные Имена Бога
4.15. Смысл Имен "Элоким"
("Бог") и
"hа-Шем" ("Господь")
4.16. Смысл Имени "hа-Шем"
("Господь")
4.17. Приложение: о "Библейской критике"
Глава 5. Продолжение анализа
сотворения
человека - детали Второго рассказа
5.1. Два "Йецера" -
"Двойственное формирование"
5.2. Два уровня двойственности в душе человека
5.3. Адам объединяет в себе верхние и нижние миры
5.4. "Сад в Эдене с востока"
5.5. Какой человек подлежит
"доведению до совершенства"
5.6. Дерево Познания и Дерево Жизни
5.7. Сад - это источник, который
питает мир
5.8. Еврейское представление о Рае
5.9. Как Адам вырастил Сад
5.10. Смысл молитвы
5.11. "Экологическая
идея" в Торе
5.12. Два аспекта "обработки" и "охраны" Сада
Глава 6. Мужчина и женщина
6.1. Нехорошо человеку
быть одному
6.2. Человек и животные
6.3. Создание женщины
6.4. Три стадии процесса познания -
"Хохма", "Бина" и "Даат"
6.5. Замечание: Об использовании каббалистических терминов
6.6. Мужчина и женщина как "Йуд" и "hей"
6.7. "И перестроил" = "и придал категорию 'Бина"'
6.8. Соотношение мужчины
и женщины
как "Хохма" и "Бина"
Глава 7. Дерево Познания Добра
и Зла
7.1. Постановка проблемы
7.2. Что приобрел Адам, когда съел плод
Дерева Познания?
7.3. Смысл категории познания
"Даат"
7.4. Планировал ли Бог изначально дать человеку
вкусить от Дерева Познания Добра и Зла?
7.5. Запрет на уровне сознания
и на уровне подсознания
7.6. Ноmо Соgnоsсеns - Адам Познающий
7.7. Совершеннее ли стал человек,
съев плод Дерева Познания
7.8. Изгнание как исправление, а не как наказание
7.9. Зло действует с помощью
Добра
7.10. Необходимость Изгнания из Сада
7.11. Проблема противоречия
между свободой
выбора и всезнанием Бога
7.12. Знал ли Бог, что именно выберет Адам?
Глава 8. Причина ошибки Адама и
цель
Сотворения человека
8.1. Постановка проблемы
8.2. Зачем Бог сотворил мир?
8.3. Что такое "наслаждение
Божественным
светом"?
8.4. Запрет на "хлеб стыда"
8.5. Необходимость возможности зла
8.6. Сокрытие Божественного света в Мире
8.7. Грех Адама как ошибка праведника
8.8. Ошибка Адама и ошибка каждого
человека
8.9. Исправление Праведников
Часть 2. НОАХ
Глава 9. Две истории рождения человечества
9.1. Два уровня структуры человечества - "личностный" и "национальный"
9.2. Два уклона человечества: Потоп и Вавилонская башня
9.3. Предисловие к изложению еврейской задачи
Глава 10. Потоп
10.1. Осмысленность Потопа - моральная проблема
10.2. Осмысленность Потопа: постановка проблемы по тексту Торы
10.3. Разочаровался ли Бог в людях?
10.4. Смысл имени "Ноах"
10.5. "Проклятость земли" и деградация человечества до Потопа
10.6. "Ноах" как "отменяющий проклятость земли"
10.7. Примирение Бога с человеком
10.8. Исправление путем Потопа
10.9. Моральный уровень человечества Праведник внутри общества
10.10. Ноах и Авраам
10.11. Ноах и Ковчег
10.12. Почему Потоп длился целый год?
10.13. Приостановка жизни в ковчеге и перевоспитание Ноаха
10.14. Ситуация после Потопа
10.15. Что означает слово "Потоп" ("мабуль")?
10.16. Радуга
10.17. Ноах и его сыновья в новом мире
10.18. Потоп и 3емля Израиля
Глава 11. Шем, Хам и Яфет.
11.1. Шем и Яфет. Какова суть отношений между ними?
11.2. Хам
11.3. Таблицы народов, происходящих от Шема, Хама и Яфета
Глава 12. Вавилонская Башня - "Слепим кирпичи и обожжем в огне..."
12.1 "Ноах" - судьба человечества, как состоящего из народов
12.2 История научно-технической революции
12.3. Гуманитарный и технический взгляды на мир
12.4. Нимрод и его одежды
12.5. Агада и Мидраш
12.6. Агада о том, как строили Вавилонскую Башню
12.7. Агада про три группы строителей
12.8. Два уклона человечества
Глава 13. Вавилонская Башня - "И был язык один..."
13.1. Концепция святого языка
13.2. Структура иврита
13.3. Проблемы с современной лингвистикой
Глава 14. Вавилонская Башня - "И сделаем себе имя..."
14.1. Берешит. 3авершающее действие сотворения Адама
14.2. Ноах
14.3. Лех Леха
14.4. Вайера
14.5. Хайей Сара
14.6. Толдот
Часть 3. СОЗДАНИЕ НАРОДА ИЗ ПРАОТЦЕВ
Глава 15. Избрание.
15.1. Постановка проблемы
15.2. Избрание ради цели
15.3. Существование определяется будущим
15.4. Общая проблема: определяется ли Мироздание причинами или
целями
Глава 15-Дор. (Добавление к главе 15)
15-Д.1. Важно отметить, что Тора начинает описывать Авраама в
разделе Ноах
15-Д.2. Тора не рассказывает нам по какой причине Авраам был избран
15-Д.3. Истории, которые рассказывает Мидраш о том, как Авраам сам
пришел к монотеизму
15-Д.4. Что такое монотеизм, в отличие от идолопоклонства
Глава 16. Монотеизм.
16.1. Экзистенциальное определение монотеизма
16.2. Единство мира - основа для наличия у него цели
16.3. Общечеловеческая страсть к монотеизму.
Глава 17. Личностность народа
17.1. Еврей как индивидуум предшествует еврейскому народу
17.2. Народ как (сверх)-личность
17.3. Единство в пространстве и во времени
17.4. Общенациональная задача, Общенациональный диалог с Богом
17.5. Равно-родовитость
Глава 18. Испытание/Сфирот
А.Испытания - часть 1
18.1. Важность концепции "испытание-нисайон"
18.2. Что такое испытание - постановка проблемы
18.3. Испытание Давида - постановка проблемы
18.4. 3авершающее определение испытания
Б.Сфирот
18.5. Сфирот - что это вообще такое
18.6. Структура сфирот - в соотнесении с Днями Творения и структурой еврейского народа
18.6.а. Схема 10 сфирот в наложении на структуру 7 Дней Творения и структуру еврейского народа
18.6.б. Параллель между структурой еврейского народа и Сотворением Мира
С. Испытание - часть 2
18.7. "Качества" (мидот) Праотцов и "нисайон". Категория "испытание" - огранка качеств
18.8. Уточнение понятия "нисайон"
18.9. Испытание Давида - подробное изложение
Глава 19. Авраам - часть 1
А. Авраам - Исход (Лех Леха)
19.1. Суть раздела Лех Леха - исход Авраама из прежнего мира
19.2. Авраам как диссидент - проблема ухода из Харана как испытание
19.3. Для изменения мира нужен народ, а не просто группа учеников
19.4. "Пошли в землю Ханаанскую и пришли в землю Ханаанскую" -
это носилось в воздухе, но только Авраам смог довести дело до конца
19.5. Авраам в Эрец-Исраэль - распространение Учения.
19.6. Авраам и Сара в Египете (общий вопрос: получает ли человек,
который действует правильно обязательно вознаграждение?)
19.6а. Проблема справедливости - история Элиши бен Абуя
19.7. Почему Авраам сказал, что Сара ему сестра
19.8. Доводы против - "Авраам был пророком, и все заранее знал"
19.9. Авраам и Лот - история разделения
19.9.vаr. Авраам и Лот - история разделения (вариант текста)
19.10. Война царей
19.11. Авраам и царь Содома
В. Авраам и Эрец Исраэль
19.12. "Не бойся, Авраам"
19.13. Проблема убийства на войне
19.14. "И поверил Авраам Богу, и Он вменил ему это в праведность"
19.15. "Как я узнаю, что я унаследую ее (эту землю)?"
19.16. Видение Авраама - Брит бейн hа-Бетарим
19.17. Унаследовать Эрец-Исраэль - за наши заслуги или за их вину?
19.18. Союз Бога с Авраамом - связь с 3емлей Израиля
19.19. Смысл называния 3емли Израиля как "3емли, текущей молоком и
медом"
Глава 20. Авраам
А. Авраам, Сара и Агарь
20.1. Сара ставит Агарь на слишком высокое место, и Агарь не выдерживает
20.2. Отступление: статус "раба" в иудаизме
20.3. Конфликт Сары и Агари и поведение Авраама
20.4. Вопрос Бога к Агари - что мы учим из него
20.5. Важность Ишмаэля в мировом порядке
20.6. Образ Агари в еврейской традиции
В. Из Аврама в Авраhама
20.7. Союз Бога с Авраамом через обрезание
20.7а. Универсальность и партикулярность: 3авет Бога с миром через
завет с еврейским народом
20.8. Главная идея заповеди обрезания - несовершенство
"от-природного" человека
20.9. Идея "3авета Авраама" как дополнительная к "3авету Синая"
20.10. Изменение имени Аврам на Авраhам: "народы Ноаха" и "Народы
Авраама"
20.11. Лех Леха - Итог: Уход Авраама из структуры народов сыновей
Ноаха для создания особого, еврейского народа
Глава 21. Авраам, часть 2. Раскрытие (Вайера)
21.1. Вторая стадия раскрытия Бога Аврааму
21.2. Три ангела - суть и предназначение ангела
21.3. "И не поверила Сара"
21.4. Спор Авраама с Богом про Содом - ч.1
21.5. Что такое Содом - Агадот
21.6. Пятьдесят праведников внутри города
21.7. Отличие Авраама от Ноаха
21.8. Спор Авраама с Богом про Содом - ч.2
21.9. Через спор с Богом - приближение к Нему
Глава 21-Дор. Дополнение к главе 21. Источник доводов при споре с Богом (на примере Авраама в истории про Содом)
21-Д.1. Постановка проблемы: где религиозная опора спора с Богом о
справедливости?
21-Д.2. Предложение решения проблемы. Имманентная
Божественность
21-Д.3. Пути решения конфликта между имманентным и
трансцендентным проявление
21-Д.4. Применение этого в современной ситуациии к вопросам: "Где же
Божественная справедливость, если случилась Катастрофа?"
Глава 22. Лот в Содоме и разрушение Содома
22.1. Проверка Содома и Лота
22.2. Соблюдение заповедей праотцами
22.3. Жена Лота (ч.1)
22.4. Лот и дочери (ч.1)
22.5. Ангелы выводят Лота
22.6. Жена Лота (ч.2)
22.7. Лот и дочери (ч.2)
Глава 23. Авраам и Авимелех, часть 1
23.1. Раздел Вайера - сумма
23.2. Авраам и Авимелех - конфликт
Глава 24. Сара, Агарь и Ишмаэль
24.1. Сара как "централизующая" сила для Авраама
24.2. Евреи и арабы
24.3. "Слушайся голоса жены своей"
24.4. Агарь и Ишмаэль у колодца
Глава 25. Авраам и Авимелех - часть 2
25.1. Авраама и Авимелех - союз
Глава 26. Акеда
Глава 27. Хайей Сара - "Жизнь Сары"
27.1. Обзор раздела "Хайей Сара" - роль жещины в доме Авраама
27.2. Пещера Махпела
27.3. Избрание Ривки - фабула
27.4. Структура рассказа и проблема избыточности
27.5. Оценка девушки по ее доброте
27.6. Авраам берет себе в жены Кетуру
Глава 28. Ицхак, категория "Гвура" и концепция "Испытания" - часть 1
28.1. Суть Ицхака как "Гвуры" - начальное понимание
28.2. "В чем тогда испытание?" - постановка проблемы
28.3. Смысл имени "Ицхак" - постановка проблемы
28.4. Что такое смех
28.5. Связь "смеха" с понятием "гвура" и его испытанием
28.6. Проявление "Гвуры", в ее новом понимании, в биографии Ицхака
28.7. Испытания по отношению к "Гвуре"
28.8. Проявление этой схемы в еврейском характере
Глава 29. Благословение Ицхаком сыновей
Глава 30. Яаков
1. "Яаков как проявление"тиферет"
2. В чем проявляются "хесед" и "гвура"- и, соответсвенно, в чем
проявляется "тиферет"
2.1. "Рахамим" как категория между милостью и судом
2.2. Гармония между экстравертностью и интравертностью в реакции
на испытание вопросом или действием
2.3. Гармония между"хеседом" и "гвурой" в качестве их синтеза и
продвижения к внешнему. Испытания Яакова
2.3.1. Благословление Ицхака. Почему было необходимо его обманывать
Глава 31. Яаков и его жены
Часть 4. ИОСИФ
Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 5
Лекция 6
Часть 5. МОИСЕЙ
Лекция 1