МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"
Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.
Глава 19. Авраам - часть 1
А. Исход (Лех Леха)
19.1. Суть раздела Лех Леха - исход Авраама из прежнего мира
Мы попытаемся сейчас сделать следующее. Мы посмотрим весь раздел "Лех леха", отдельные его эпизоды, потом постараемся подвести некоторый общий баланс, что произошло в разделе "Лех леха", о чем раздел говорит нам в целом. И для того, чтобы подвести этот баланс, мы должны сначала рассмотреть каждую из его историй отдельно, чтобы понять, какое в ней собственно содержание.
19.2. Авраам как диссидент - проблема ухода из Харана как испытание
Его имя сначала было Аврам, а не Авраhам. Это имя Аврам означает отец народа Арам, т.е. Ав Арам. Таким образом, Аврам был духовной главой, духовным вождем народа Арама. Мы читаем дальше, что когда Аврам идет в Ханаан, то "взяли они все души, которые приобрели в Харане", т.е. те люди, которые были их учениками, они их взяли с собой в землю Ханаанскую. Считается, что у Аврама было множество учеников. И не только тех, которые были к нему близки, но на весь народ он оказывал чрезвычайное воздействие.
Вспомним классические Агадот о том, как Аврам выступал против царя Нимрода и как Нимрод его к себе вызвал, Аврам пришел к ниму и продолжал его отрицать, Нимрод бросил его в горящую печь - Аврам из нее вышел. И тут же история его брата hАрана, который говорил, если Аврам выйдет из печи, то я буду за него, а если он сгорит, то я буду за Нимрода. Когда Аврам вышел, его спросили: за кого ты? 3а Аврама. И его тогда тоже бросили, а он уже оттуда не вышел. Согласно этим Агадот, Аврам - это типичный образ диссидента, в той стране, Араме, является ее духовным лидером, противостоит официальной идеологии и призывает людей не поклоняться идолам. А потому уход Аврама из Харана - это типично еврейская проблема, т.е. надо ли продолжать заниматься диссиденством не в своей стране или надо заниматься еврейскими проблемами в своей стране. Именно эта проблема стоит перед Авраамом.
(Это мое объяснение похоже, конечно, на модернизм. Но это не так. Это не выдумано сегодня, это написано в классических комментариях тысячелетней давности).
Т.о. у нас Аврам, который духовный руководитель народа Арама, должен оттуда уйти, т.е. должен этот народ бросить и это выражено фразой, когда сказал Господь Авраму "Лех леха", т.е. "уходи". Причем слова "лех леха", переводятся, как "уходи для себя", "уходи себе", уходи от той работы, которую ты делаешь там и займись своей работой. Я уже говорил, что основным качеством Аврама была категория "хесед", т.е. Авраам занимался тем, что он ходил между людьми и учил их, распространял. Это его основная характеристика. И роль Авраама в создании еврейского народа в том, что он ограничивает свой "хесед", т.е. как бы за счет отрезания лишних частей этого "хеседа", он оставляет чистый, правильный "хесед", который может быть использован в дальнейшем.
[А именно, этот процесс называется "испытанием Авраама", т.е. Авраам, Ицхак и Яаков, наши отцы, были подвергнуты испытаниям таким, что целью этих испытаний является правильное формирование тех базовых духовных качеств, которые каждый из них символизировал, которые каждый из них наполнял. И Авраам, который концентрирует в себе категорию "хесед", должен был исправить эту категорию "хесед". Что это означает? Это значит, что вместо бесформенной категории "хесед", т.е. вместо просто желания давать и распространяться, нужно было построить правильную категорию "хесед", т.е. научиться давать тогда, когда это нужно. Т.о. его исправление "хеседа" состояло в ограничении "хеседа", он должен был этому научиться. А именно он должен был научиться действовать против своей природы тогда, когда служение Всевышнему это требовало. В этом состоят его испытания. Понятно, что это нужно для того, чтобы этот "хесед" был чистым "хеседом", т.е. чтобы он мог стать в основание народа, его национальной психологии, потому что, если у нас безудержный "хесед", то этот "хесед" состоит из чистого и из нечистого "хеседа" вперемежку, тогда человек будет всегда давать, но это будет неправильно. Это будет не поступок добра. "Хесед" это еще не "тов". Это совершенно разные вещи. Дать это совсем не обязательно сделать добро, и это должно было быть ограничено. Главная суть ограничений - это то, что он должен был воcпитать в себе умение переступить через свой "хесед". И это он мог сделать только проявляя категорию "гвура", т.е. делая над собой некоторое усилие.]
Как нам рассказывает Традиция, Авраам подвергся десяти испытаниям. Каждое из этих испытаний - "насайон" - это требование к Аврааму поступить против своего "хеседа". И первым испытанием было "лех леха", т.е.требовани Бога уйти из своей страны, от своей родни, из дома отца своего - это требование проявить "гвура", т.е. качество противоположенное "хеседу". А именно, он должен бросить всех, с кем он занимался, у него есть масса народа, которая от него зависит и не только его близкие ученики, но и вся страна, т.е. он является вождем духовного движения. Ясно, что ведя это движение, он проявляет "хесед", и он должен научиться это все бросить. Вот это для него является настоящим испытанием. И поскольку есть принцип, что дела отцов это знак для сыновей, т.е. то что происходило с нашими праотцами это архитип, так сказать, модель того, что происходит потом с нами. И поэтому все испытания, которым подвергся Авраам - это есть типично еврейские испытания, когда еврей хочет быть полезен и нужен в самых разных областях, то ли он диссидент, то ли он строитель в чужой стране, а от него требуется все это бросить и пойти заниматься своими проблемами. Это самое типичное еврейское испытание, первое из испытаний Авраама. Очень важно, здесь, что все это он должен сделать для себя. Сказано: "пойди из земли твоей, от родни твоей, из дома отца твоего в землю, которую тебе укажу, и Я сделаю табя народом великим, и благословлю тебя, и увеличу имя твое и будешь благословен". Т.е. это все нужно ему, как бы, и это для человека "хеседа", альтруиста условно говоря, совершенно не нормально. Он не привык делать так, но в то же время он должен понимать, что альтруизм это вещь ограниченная.
19.3. Для изменения мира нужен народ, а не просто группа учеников.
Стих 4, глава 12: "И пошел Авраам, как сказал ему Господь, и с ним пошел Лот, а Авраам был семидесяти пяти лет при выходе из Хорана. И взял Авраам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все достояние, которое они приобрели, и души которые они приобрели в Харане, и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую и пришли в землю Ханаанскую". Мы видим, что он взял все души, которые они приобрели в Харане, т.е. людей ему близких, его близких учеников, и все они за ним пошли. При этом нам известно, что от этих близких учеников в некотором смысле ничего не осталось. Т.е. все что произошло от Авраама - это произошло через его сына Ицхака, и через его сына Яакова и далее. А эти ученики все растерялись по миру и пропали. Даже Элиэзер, ближайший ученик Авраама, не смог стать частью его продолжения. В этом как бы очень важный параметр Авраама, в вопросе, который мы должны задать: для кого Авраам был пророком? Ответ: в первую очередь не для современников, а для будущего, для еврейского народа.
Дело в том, что эта вся система, которую Авраам создавал, не будучи оформленная в национальное религиозное сознание, не смогла удержаться. То, чему Авраам их учил, это все было очень правильно и хорошо, но он не мог создать из них народа. Когда потом, на Синае, образовался народ, тогда уже неевреи могут присоединяться и становиться евреями, но в начеле своего формирования, когда Авраам еще не может сделать народа, а Авраам это еще не уровень народа, еще не уровень Израиля. Учение Авраама - на уровне современного этического гуманизма, приблизительно, и оно не может на самом деле удержаться. Несмотря на весь гигантский успех, который оно может иметь локально, на ограниченное время - при глобальном взгляде в перспективе тысячелетий это все уничтожается. Только национальное сознание вместе с религиозной системой и с тем, что называется "союз со Всевышним", т.е. некоторое ограничение этого, может прожить через века и действительно оказать влияние на мир. Исправить человечество можно только через создание народа.
19.4. "Пошли в землю Ханаанскую и пришли в землю Ханаанскую" - это носилось в воздухе, но только Авраам смог довести дело до конца.
3десь мы видим, что они "пошли в землю Ханаанскую и пришли в землю Ханаанскую". А выше мы читали в 31 стихе про Тереха, что они вышли вместе, чтобы идти в землю Ханаанскую, а дошли они только до Харана и поселились там. Т.е. из этого следует, что в том мире в воздухе носились разнообразные идеи, что то, что земля Ханаанская, например, земля святая, и общие идеи про правильный способ жизни - это все было естественно для окружающего мира, но остальные, т.е. Терех, который исправился, как сказано в Мидраше и перестал продавать идолов, стал человеком порядочным, и среди людей культуры того времени это было уже неким общим чувством, чем-то носящимся в воздухе. Но только Авраам смог довести это дело до конца. Все остальное рассеилось, как среди учеников Авраама, так и среди окружающих его людей, которые не дошли до земли Ханаанской.
19.5. Авраам в Эрец-Исраэль - распространение Учения
Авраам распространял учение: "И призывал Имя Бога".
Авраам не был первым или единственным монотеистом, но только он смог создать монотеистическое общество и народ.
19.6. Авраам и Сара в Египте (общий вопрос: получает ли человек, который действует правильно, обязательно вознаграждение?)
Это первая история, которую мы читаем про Авраама. Теперь мы читаем вторую истрию, которая произошла с Авраамом. Историю весьма сложную, тема как Авраам и Сара спускались в Египет. Сказано: "И был голод в той земле", это стих 10. Что мы видим в истории, когда Авраам и Сара спускаются в Египет? Мы видим прежде всего идею, что от того, что Авраам выполнил повеление Всевышнего - ему не обязательно будет хорошо. Что здесь происходит? Бог ему говорит: иди в землю Ханаанскую, и он идет. Казалось бы, ему сказано: "иди и Я увеличу тебя и потомство твое, и ты будешь с благословением и все будет замечательно". Авраам идет и не то что даже у него нет благословения, а у него голод, т.е. он вынужден эту землю покинуть. Это общий вопрос: получает ли челдовек, который действует правильно, обязательно вознаграждение? Ответ: нет. Т.е. может все быть сделано правильно, но никакого вознаграждения в этом мире человек не получит.
19.6.а. Проблема справедливости - история Элиши бен Абуя
19.7. Почему Авраам сказал, что Сара ему сестра
Теперь относительно всей этой истории, почему Авраам сказал, что она ему сестра и т.д. Есть несколько объяснений к этой истории. Некоторые коментаторы, как например РаМбаН говорит, что Авраам был не прав, что он назвал ее своей сестрой, что он должен был до конца оставаться в земле Ханаанской и попробывать перетерпеть голод там, а за то, что он спустился в Египет, народ Израиля был наказан спусканием в Египет, не больше не меньше. Потому что, опять-таки, то что было с отцами, то является знаком для сыновей, как Авраам спустился в Египет, так и народ спустился в Египет. Другие коментаторы, однако, говорят, что Авраам сделал правильно и что суть была такова: если бы он сказал, что это его жена, то его немедленно бы убили, а ее бы забрали. Поэтому он решил, что он должен сыграть в этой ситуации и должен посмотреть, что получиться. Он не знает, на что он может рассчитывать, тем не менее, пока он может жить - он живет, поэтому он называет ее сестрой и надеется на помощь Всевышнего. Действительно, ему ничего не оставалось в этой ситуации, потому что любое другое действие его привело к смерти, и вместе с тем, есть комментаторы, которые говорят, что он поступил правильно, а есть те, которые говорят, что он ошибся.
19.8. Доводы против - "Авраам был пророком, и все заранее знал"
- тогда эта история нас ничему не учит.
19.9. Авраам и Лот - история разделения
Следующая история, которую мы читаем, когда Авраам поднимается из Египта - это история разделения с Лотом.
После того, как Авраам выходит из Египта, он расходится с Лотом. Сказано, что у Лота, который ходил с Авраамом тоже были большие стада и ослы, и верблюды. И стала земля слишком мала для них, и они решили друг с другом разделиться. Мидраш сообщает нам, что у Лота были пастухи, которые говорили: "3емля обещена Аврааму, но у Авраама нет наследников, следовательно земля достанется Лоту, следовательно, мы можем считать, что она уже принадлежит Лоту и можем делать на ней все что хотим". И поэтому сказано: "они пасли скот на чужих полях". А пастухи Авраама это не делали, и тогда возник спор между пастухами Авраама и пастухами Лота. И тогда они решили разделиться.
О чем говорит нам эта история? Кто такой Лот? Лот это племянник Авраама, которого Авраам все время таскает за собой. Потом они разделились, но остались жить рядом, потом Лот поселился в Содоме. Потом Лот был выведен из Содома. Потом две дочери Лота, когда они жили в пещере, зачали от него и родили двух детей и от них пошел народ Аммон и народ Моав. И эти два народа были настолько ужасны, что евреям было запрещено делать гиюр Моавитянам и Аммонитянам. Т.е. это были люди абсолютно без категории "хесед", но о них потом отдельный разговор. Было написано, что Аммонитянин и Моавитянин не войдут в общество Всевышнего. Однако, были среди них две женщины, которые сделали гиюр, женщинам это было разрешено, и это была Рут и Наама. Они послужили для строительства рода Давида.
Т.о. мы видим, что в Лоте сохранилась некоторая искра, которая была Аврааму нужна, т.е. Авраам таскал за собой Лота, потому, что в Лоте было в некотором смысле то, что Аврааму было нужно. А именно у него были такие вот потомки как Рут и Наама.
Что такое Лот? Лот это как бы символ человека обладающего, да, категорией "хесед", но человека совершенно бесхарактерного, т.е. Лот - это не твердый праведник, а это человек, который хочет быть хорошим, но со всем, чем угодно, соглашается. Он хочет, чтобы было сделано добро, поэтому он соглашается быть судьей в Сдоме, как мы прочтем об этом дальше. Он защищает Авраама в Египте; и когда в Сдоме к нему приходят ангелы, он готов отдать собственных дочерей, только бы ангелов не схватили. Т.е. у него есть категория "хесед", вообще-то он человек добрый, но у него нет правильной меры к существующему миру. Он делает "хесед", потому, что он широкой натуры человек, но он при этом выбирает Сдом, потому что в Сдоме жить лучше, т.е. у него нет тонких принципов, на которых он может построить свой "хесед".
И поэтому в нем есть некоторая искра "хеседа", дополнительная, которая потом может быть употреблена на строительства дома Давида. Потому что царский дом в Израиле нуждается в дополнительном "хеседе" по отношению ко всему народу.
Царю свойственно проявление "гвуры", т.е. силы и власти, и царю свойственно выносить о подданых какие-то указы, наказывать и казнить, и все что угодно. И поэтому род царя очень быстро может к этому привыкнуть и потерять категорию "хесед". Поэтому царскому дому необходим какой-то дополнительный "хесед" по отношению ко всему народу и этот "хесед" был получен через Рут, которая является потомком Лота, которая унаследовала какие-то искры положительные, которые были в Лоте.
И фактически Авраам, который таскал с собой Лота, пытался его перевоспитать, точно также как он пытался перевоспитать тех людей, которых он взял с собой из Харана, своих учеников. И однако от них ничего не осталось, а от Лота осталась только Рут. т.е. Авраам взял его, может быть, не потому, что ему нужна была эта искра, а потому, что он хотел Лота воспитать. Тем не менее он это сделать не смог, и передача через потомка - Рут - это единственное, что осталось от Лота.
Сказано в стихе 13:10: "И поднял Лот глаза свои, и увидел всю окрестность Иордана, что она напоена, потому что до истребления Господом Содома и Гоморы, она была как сад Господен, как земля Египетская. И избрал себе Лот всю окрестность Иордана и двинулся Лот к востоку, и отделились они друг от друга. И Господь сказал Аврааму после отделения Лота от него: подними очи свои и посмтри с места на котором ты теперь: к северу, к югу и к востоку и к западу, потому что всю землю, которую ты видишь тебе отдам и потомству твоему на веки". Очень важно, что Всевышний на каждом шаге Аврама подтверждает свой союз с ним, дает легитимацию тому, что сделал Авраам. Потому, что Аврааму могло казаться, что Лот в качестве его родственника, в качестве его племянника и сына Арана, который погиб в каком-то смысле из-за него, - что Лот, может быть, тоже войдет в еврейский народ. Однако Всевышний ему говорит не так. Он поставил его в ситуацию, когда Авраам вынужден Лота отделить и тут уже проявит в некотором смысле "гвура". И Всевышний ему говорит, что да, то что ты его отделил это правильно, потому, что Я дам эту страну тебе и твоим потомкам а не Лоту. Из такого нетвердого материала, как Лот, из таких как бы "околоеврейских" слоев, но не евреев на самом деле - если они сами не захотят твердо стать евреями, то ты ничего сделать на можешь. Тот народ, который Я хочу, чтобы из тебя получился, его можно делать только из евреев, а не из окрестных дружественных народов.
19.9.vаr. Авраам и Лот - история разделения
Переходим к рассмотрению отношений Авраама и Лота. Мы знаем, что Авраам олицетвотряет категорию "хесед". Мы знаем про Лота, что Лот олицетворяет категорию, близкую к Аврааму, Лот является родственником Авраама и более того, Авраам подчеркивает при разделении Авраама и Лота: "Давай разделимся, потому что мы люди-родственники".
Что подчеркивает Авраам, когда он говорит, что они люди родственные? Это он не просто констатирует факт, что Лот является его племянником, - значит, Лот представляет собой некое свойство, родственное Аврааму. Мы также знаем, что Авраам всюду за собой таскает Лота. Бог говорит Аврааму: "Встань, уйди к себе в страну Ханаанскую". Авраам берет Лота с собой. Нигде нет указания Аврааму, чтобы он Лота брал. Авраам тем не менее его с собой тащит. Дальше Авраам идет в Египет. Лота за собой тащит. Авраам выходит, он Лота за собой тащит. Они не могут ужиться, Авраам разделяется, но так, чтобы не удалиться далеко, чтобы быть в контакте. Когда дальше мы читаем войну про то, как четыре царя напали на город Содом и захватили Лота, Авраам начинает войну против четырех царей только, чтобы освободить Лота. 3начит он готов рисковать всем: своей жизнью, имуществом ради Лота. Из этого видно, что для Авраама Лот очень важен. И после этого мы знаем, что от Лота произошли моавитяне, из которых вышла Рут-моавитянка, от которой потом пошел царь Давид, т.есть царский род в Израиле происходит частично от Лота.
Вопрос в том, какую категорию олицетворяет Лот по сравнению с Авраамом? - так что Авраам не хочет с ним отделиться окончательно и в то же время Лот не входит в семью Авраама, он не становится его прямым наследником, и даже более того, моавитяне и аммониитяне совершенно отделены от Израиля; и при том, для того, чтобы построить в Израиле царский род они необходимы, т.е. необходима маавитянка Рут. Какие проявления Лота мы видим в истории с ним? Мы видим, например, что Лот выбирает город Содом, хотя город Содом - ужасный, и все люди его злы, грешны и все их законы ужасны. Почему Лот выбирает город Содом? Потому что этот город богатый. Дальше мы читаем, что когда 2 ангела приходят к Лоту в Содом, они видят, что Лот сидит у ворот города, и комментарий на это место, что Лот был назнач судьей в этом месте. Т.е. когда этот так сказать полуеврей Лот попадает в это ужасное место, где есть свои ужасные законы, то он там продвигается и становится судьей. И мы видим, что Лот сам по себе человек неплохой, он согласен принять путников-ангелов, он согласен их защищать и он естественным образом продвигается там.
Теперь, когда к Лоту приходят жители Содома и говорят: "Выдай нам этих людей!", то он им предлагает взять своих дочерей. И также, когда его напоили вином, комментарий нам так указывает, что он в некоторые моменты понимал, ради чего они напоили его вином, но тем не менее, позволил себе напиться.
Итак, какую категорию олицетворяет Лот? Лот олицетворяет категорию, как бы неправильного хеседа, излишнего хеседа. Ведь Лот тоже является человеком хеседа, как и Авраам, только Лот является совершенно бесхребетным в этом смысле, у него нет четкой системы понятий, у него как бы всеобщая дозволенность, вот есть богатство - пойти и получить богатство, это ведь не грабеж, он ни у кого богатства не отбирает. Он идет, чтобы получить эту дозволенность, он позволяет себе этим заниматься. Дальше он позволяет себе предложить своих дочерей жителям Содома. Он позволяет себе напиться вина, и так далее, т.е. Лот это тоже в определенном смысле проявленного хеседа, но в отличие от Авраама это хесед совершено не имеющий четких этических законов, и Аврааму нужно отделиться от Лота.
Сначала Авраам его за собой тащит, потому что у Лота есть проявление хеседа, и он надеется на то, что он Лота исправит, но в дальнейшем выясняется, что Лот - это настолько неправильная категория хеседа, что Авраам должен от себя его отделить. Т.е. Лот - это как бы излишний хесед, который должен быть отделен, хесед неправильный; и в истории, которая произошла между Авраамом и Лотом, когда они поссорились, она тоже имела эти причины. Написано: "Был спор между пастухами скота Авраама и пастухами скота Лота". Почему был спор, потому что пастухи скота пасли скот на чужих полях, а пастухи Авраама не пасли, т.е. Авраам не только сам праведник, но он требует от своих пастухов, чтобы они поступали правильно. Лот - человек хороший, он человек хеседа, но все, что его пастухи делают, он позволяет им делать; они пасут на чужих полях, а он им не припятствует. И они, пастухи скота Лота объясняли так: "Аврааму обещана вся земля, но у него нет наследников, и Лот его ближайший родственник, значит Лот ему унаследует, земля как бы уже принадлежит Лоту, и мы, как бы можем себе позволить пасти скот на чужих полях ведь эти поля потенциально наши"."
Ясно, что это такой тип рассуждения, когда позволяют себе делать те выводы, какие ты хочешь. Это как бы нечистый хесед. Ты себе позволяешь, потому что в принципе твоя логика ведет к тому, что это, должно быть, когда-нибудь будет твое.
Так вот, почему Авраам тащит за собой Лота, видимо в категории Лота есть что-то, что Аврааму необходимо, т.е. при всем том, что Лот является неправильным хеседом, что вообще-то от Лота требуется отделение, есть какая-то черта в Лоте, которая необходима, которая потом должна перейти, зачем-то нужна Аврааму. И поэтому Авраам не отпускает его далеко, и Авраам всем о нем заботится и когда он говорит: "Вот ты пойдешь направо - я тебе встану с помощью слева". Есть что-то в Лоте, что Аврааму нужно, и это категория, это построение царского дома, т.е. всем евреям нужен один уровень хеседа, а царскому дому нужен другой уровень хеседа.
Вся духовная работа Авраама была очищением хеседа, огранкой хеседа, т.е. он должен был лишний хесед выкинуть, он должен был через него переступить. Когда ему говорят: "Уйди из своей страны!", он должен был переступить через свой хесед, через свое желание объяснять людям, как правильно жить жителям той страны. И поэтому, он должен был бросить и уйти, т.е. переступить через свой хесед. И вся его дальнейшая жизнь есть огранка хеседа, т.е. какие-то вещи, которые хеседу излишне. Он должен через них переступить и их откинуть. И таким образом, он ограняет хесед, который может быть положен в основу жизни народа, потому что народ также не может проявлять излишний хесед, если он будет проявлять излишний хесед - он уничтожится. Нужна граница в хеседе.
Но царскому дому нужен хесед совсем другого уровня, потому что тот человек, который становится царем, если его дети становятся царями и дети его детей становятся царями, то они с детства знают, что они вообще все могут. Эта огромная власть над страной, над населением - эта власть развращает. Т.е. царь очень склонен все, что себе нужно, отобрать. И царю нужен хесед совсем другого, большего порядка, чем тот, который нужен всем нормальным гражданам его страны.
Известно про дом Давида, т.е. про царский род в Израиле, что род Давида отличается тем, что власть его не портит. Любой другой род, если даже его первые представители лучшие праведники, то они получают эту власть по заслугам. Все равно их дети или их внуки очень быстро деградируют и царский род быстро теряет свое духовное величие.
И в частности это произошло с Хасмонеями, потомками Маккавеев, при том, что первое поколение Маккавеев, которое подняло восстание, были людьми чрезвычайно достойными, и они получили всеобщее признание народное и весь народ поддержал, и заняли они царский престол, - их дети очень быстро потеряли этот уровень и стали завоевывать другие страны, стали вести всяческие войны и внутренние и внешние и гражданские и войны-завоевания, и их уровень был сразу потерян, потому что власть развращает.
У дома Давида есть свойство, что власть его не развращает. Чтобы власть его не развратила, ему нужен лишний уровень хеседа, т.е. заложенное в генотипе желание дать другим, а не взять себе, гораздо больше, чем есть у, так сказать, каждого нормального еврея.
И вот эту лишнюю искру хеседа Авраам должен был получить из Лота, т.е. он держит Лота при себе, потому что Лот необходим ему для построения правильной структуры. Фундамент будет заложен Авраамом, но некоторая искра, которая есть в Лоте, некотрая излишняя может быть доброта, некоторая глупая, может быть доброта, некоторое позволение себе не отобрать, а наоборот раздать - эта категория нужна Аврааму для построения царского дома. Это отношение между Авраамом и Лотом. Рут олицетворяет этот самый хесед, и она стала еврейкой только потому, что у нее хесед был выше, чем у окружающего ее народа, поэтому она как бы вытаскивает ту искру, которая есть в Лоте для того, чтобы передать ее потом еврейскому царскому дому.
19.10. Война царей
После этого, в главе 14 мы читаем историю первой в мире мировой войны. Было в дни Амрафеля, царя Шинара (здесь, кстати, сказано, что Амрафель был царем Шинара, а мы знаем, что царем Шинара был Нимрод. Поэтому и мидраш говорит, что Амрафель было другое имя Нимрода, имя Амрафель означает Амар-фоль, "который сказал Аврааму: прыгни в огненную печь", это был титул, а не имя) и других царей, что у них была война с царями Содома, что эти цари двенадцать лет им служили, а потом возмутились и устроили восстание, и тогда те цари, бо'льшие пришли и разгромили там тех, всех пятерых, живших вокруг Иордана, и потом они захватили царя Содома и захватили все имущество и стали уходить. И тогда пришел спасшийся и известил Авраама, и услышал Авраам, что его родственник, т.е. Лот, попал в плен, и вооружил он всех воспитанников своих и преследовал этих царей, и разделился против этих царей ночью, сам и рабы его, и бил их, и преследовал их до Хормы, и возвратил все имущество и также Лота, родственника своего, и все имущество его возвратил и также женщин и народ.
Т.е. Авраам пошел и с небольшой группой выступил против царей, которые только что победили все окрестные народы, против них выступил ночью и всех разгромил и всех вернул.
И дальше мы читаем историю с царем Содома, в которой: вышел царь Содомский навстречу Аврааму и сказал ему: "И сказал царь содомский, отдай мне души, а имущество возьми себе. И сказал Авраам царю содомскому: поднимаю руку мою Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что от нитки до ремешка от обуви не возьму от тебя ничего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама". Что мы здесь видим? Почему нам важно описание этой войны? Оно занимает там целых стихов пять, кто кого разбил и т.д. При этом были уничтожены все народы, которые жили вокруг Иордана. И таким образом, в некотором смысле, эта первая в мире мировая война готовит почву для того, чтобы там поселились потомки Авраама. Ибо именно там потом поселились сыновья Лота, и евреи, и Ишмаэль. В мире идут какие-то большие события, и на самом деле вся их суть - это те небольшие, относительно этих событий, последствия, которые они несут для евреев. Т.е. в наше время это та точка зрения, в соответствии с которой главное значение Второй мировой войны - это создание государства Израиль.
19.11. Авраам и царь Содома
Теперь то, что Авраам не взял у царя Содома его имущества. Было ли это правильным или это было неправильным? На это есть две точки зрения. Одни рабаним говорят, что он был прав, чтобы нельзя было сказать, что он обогатил Авраама, другие говорят, что Авраам был неправ, он должен был сказать: имущество ты можешь забирать, но души я возьму себе. Он должен был попытаться перевоспитать людей Сдома. Он это не сделал. В результате этого Лот остался в Содоме, потом Содом был уничтожен, в результате чего Лот поселился в пещере и поэтому из него получились Амон и Моав в результате кровосмешения между Лотом и его дочерьми. Т.е. в каком-то смысле, если бы Авраам попытался продвинуться дальше и попытался бы перевоспитать людей Содома, то, может быть, не было бы того плохого, что было в народах Амона и Моава, а эта искра от Лота перешла бы к Авраму более простым путем.
В. Авраам и Эрец Исраэль
19.12. "Не бойся, Авраам"
После этого мы читаем в 15 главе очень сложную историю, которая называется "брит бейн hа-бетарим", т.е. союз между рассеченными половинками, который был заключен между Богом и Авраамом. Начинается эта история с такого предисловия: "После этих происшествий было слово Бога к Аврааму и сказано так: "Не бойся Авраам, Я щит тебе, награда твоя весьма велика". И сказал Авраам: Господь Бог, что Ты можешь дать мне, ведь я хожу бездетный, а мне наследует мой домоуправитель Элиэзер. И сказал Авраам: вот ведь Ты не дал мне потомства и вот домочадец мой наследует мне". Итак, с чего начинается эта история? Она начинается с того, что после этих происшествий, т.е. после этой войны было слово Всевышнего к Аврааму: "Не бойся, Авраам, Я щит тебе, награда твоя весьма велика". 3ачем это нужно было говорить? Ведь Авраам находился на вершине военной победы, так чего же он мог бояться?
Комментарий говорит нам, что Авраам боялся, что его заслуга использована вся, так сказать, съедена. Что Всевышний, действительно, обещал ему много вещей, но он уже победил все эти империи, и что его награда на этом закончена. Это первое, что он боялся и поэтому сказано, что "награда твоя весьма велика".
Он мог бояться также, что эти цари попытаются ему отомстить, и поэтому Всевышний сказал: "Я щит тебе".
Но почему сказано: не бойся Авраам? Что было боязнью Авраама? Комментарий объясняет, что он боялся, что он на войне убил каких-нибудь праведников, которые были в войске этих царей, и что поэтому это затруднит для него стать родоначальником еврейского народа.
19.13. Проблема убийства на войне
Вопрос: можно ли убивать на войне? Если можно, то чего Авраам боялся? Совершил ли он грех тем, что он убивал? Ответ такой: совершенно однозначно, что убивать на войне можно, и поэтому то, что Авраам убил, это не было грехом. Но, однако, при том, что это можно, это плохо, т.е. это очень плохо отражается на душе человека, который это делает.
И поэтому, хотя на войне можно убивать, и, более того, нельзя не идти на войну, когда на тебя нападают, нельзя дать себя убить, это просто запрещено и нужно воевать, - тем не менее, нужно помнить, что сама по себе война является отрицательной вещью, т.е. она приносит ущерб тому человеку, который воюет и который побеждает.
Поэтому Авраам боялся не того, что его накажут за этот грех, а Авраам боялся, что его духовный уровень упадет от того, что он вынужден убивать. И когда Бог говорит ему: не бойся, это означает, что не бойся того, что твой уровень духовный упадет, что ты не сможешь стать родоначальником народа из-за того, что ты убил этих людей.
19.14. "И поверил Авраам Богу, и Он вменил ему это в праведность"
Итак, Авраам говорит Всевышнему: "что же Ты можешь мне дать, ведь я хожу бездетный", - и тогда мы читаем очень важную историю. "И вот сказано ему слово Господа такое: не будет он тебе наследовать, но тот, кто произойдет из тебя, тот будет тебе наследовать. И поверил Авраам Всевышнему, и Он посчитал ему это в праведность".
Итак, это очень существенное место, в частности с точки зрения христианства, согласно которому это место является основой для идеи о том, что человек спасается своей верой. Ясно, что с точки зрения иудаизма, одна только вера не спасает, а спасает человека его праведность в целом, т.е. соблюдает ли он заповеди - между человеком и человеком и человеком и Всевышним, - а не сам факт веры. И как понять нам это место, и как согласовать с этой точкой зрения?
О чем здесь идет речь? Авраам говорит Всевышнему: у меня нет наследника. Что означают эти слова в устах Авраама? Традиция передает нам об Аврааме, что это был человек совершенно универсальный, т.е. его суть состояла в том, что он был не только родоначальником Израиля, но и многих других народов, он был всеобъемлющ, и он при этом знал, так сказать, всю науку своего времени, в том числе астрологию на самом лучшем уровне. И поэтому Авраам, когда он говорил Богу, что у меня не может быть ребенка, он говорил это с точки зрения науки.
Мидраш говорит об этом так: "я исследовал свой гороскоп и я точно знаю, что у меня не может быть ребенка". Авраам считается человеком универсальным, и поэтому он разбирался во всех вещах, связанных с наукой и когда он говорит, что у него не может быть ребенка, это значит, что с точки зрения науки у него не может быть ребенка.
Что ему отвечает Всевышний? Он ему отвечает так: "Не будет он тебе наследовать, но тот кто произойдет из тебя, тот будет тебе наследовать. И вывел Он его наружу и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды, можешь ли ты сосчитать их? И сказазал Он: таково будет твое потомство". 3десь центральное слово, что Он вывел его "наружу". Откуда Он вывел его наружу? По простому смыслу, что Он вывел его из шатра, чтобы он посмотрел на звезды, но это не самый центральный момент. Слово "посмотри-ка" на иврите означает смотреть сверху вниз. И мидраш говорит: "Он вывел его за пределы звезд и дал посмотреть на звезды сверху". 3везды - это символ естественного мира, символ законов природы. И Всевышний его вывел за пределы этих законов и сказал: можно выйти за них. Авраам действительно не понимал, как это могло произойти. Авраам был человеком науки и, безусловно, хотел не просто услышать обещание, но понять, как это должно произойти. Это Всевышний ему не дал. Он сказал, что выйдя наружу, за пределы звезд, ты можешь понять, что есть нечто, что выше звезд. Есть Божественное управление, которое может сделать так, что у тебя появится потомство, хотя с точки зрения науки у него не могло быть потомства. И мидраш говорит это такими словами, что когда Авраам сказал Всевышнему: я исследовал свой гороскоп и вот у меня не может быть ребенка, то тогда Всевышний ему сказал: я могу изменить твое имя и твой гороскоп изменится. И действительно, в конце этого раздела мы читаем об изменении имени Аврама на Авраhам, и это очень существенное изменение, о котором мы поговорим попозже.
В некотором смысле, у Аврама не может быть потомства, потому, что Аврам - это отец народа Арама, и в этом смысле у него потомка быть не может, такова реальность окружающего мира. Но с точки зрения Авраhам, когда он уходит от того, что он был духовным отцом народа Арам и становится родоначальником евреев, в этих рамках у него может быть потомство. И Аврам из своего состояния с помощью науки не мог рассчитать это изменение.
Когда сказано, что "поверил Ему Аврам, и Он посчитал ему это за праведность", то это означало следующее: в чем состояло "поверил"? Совершенно ясно что здесь нет того, что Авраам поверил в Бога в современном понимании этого слова, потому что нет сомнения, что Всевышний с ним говорил на прямую и перед этим, нет никакого сомнения, что он Ему верил. Вопрос в том, что он Ему доверял, он не "поверил в Него", а он "поверил Ему". Хотя он не мог просчитать, как это может произойти, он на Всевышнего положился. Т.е. Авраам, у которого чрезвычайно сильным желанием было желание рассчитать естественный ход событий, согласился с тем, что он здесь, да, не знает естественного хода событий, и тем не менее он Всевышнему доверил. И именно это чувство Всевышний поставил ему в праведность.
19.15. "Как я узнаю, что я унаследую ее (эту землю)?"
Дальше происходит следующая история, которая развертывается совсем по другому. "И Всевышний сказал ему: Я Господь, который вывел тебя из Ур-Касдима, чтобы дать тебе эту землю в наследие". Это стих 7, глава 15. Итак, здесь говорится, что Всевышний вывел его из Ур-Касдима, т.е. вывел его из этой печи огненной (Ур Касдим=Огонь Халдейский), спас от всего, что было с ним - для того, чтобы дать эту землю в наследие его потомкам. 3десь Авраам почему-то проявляет недоверие, Авраам, который только что поверил Всевышнему, что Он может изменить ему имя, и у него будут потомки, - теперь не верит. И вместо того, чтобы сказать, что он Ему поверил, сказано по другому: "И сказал Авраам, Господь Бог, как я узнаю, что я унаследую ее?". Т.е. Авраам здесь не верит Всевышнему. Почему он не верит? Почему перед этим он поверил, что у него могут быть потомки, а теперь он не верит, что эти потомки будут жить в земле Израиля? Некоторые мидраши, говорят, что Авраам здесь проявил недоверие к Б-жественным словам и за это его потомки были наказаны изгнанием, которое длилось 400 лет. Т.е. за каждое из этих слов: "почему я узнаю что буду наследовать ее", он получил по 100 лет изгнания в Египте. Сразу после этого сказано: "3най, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их 400 лет, но потом они выдут из Египта", т.е. 400 лет изгнания он как бы получает за эти слова, за то что он спросил, как он узнает, что его потомки унаследуют землю.
В чем было такое уж преступление, что Авраам об этом спросил? Почему он вообще не мог поверить Всевышнему, что евреи будут жить в стране Израиля? Для того, чтобы это понять, нужно рассмотреть, что такое страна Израиля.
Он здесь не верит, потому что у него самого - и тем более у его потомков - нет некоторого важного качества, которое необходимо, для того, чтобы жить в стране Израиля.
У него не было качества, которое называется "битахон", которое необходимо, для того, чтобы жить в стране Израиля. Что это за качество? Это умение доверять Всевышнему, при том, что человек не может посчитать, как естественным образом это может произойти. Из-за того, что у Авраама этого качества недостаточно, он ощущал, что в потомках этого качества недостаточно. То, что он сказал эти четыре слова - это проявление, на самом деле, отсутствия качества "битахон" в Аврааме, или точнее недостаточности этого качества. И поэтому, когда Авраам почувствовал, что в потомках этого нет, на самом деле, и Авраам знает, что Всевышний не изменяет человека, то Авраам говорит: как же они смогут жить в Стране Израиля без этого качества "битахон"? И Всевышний ему говорит: они эти качества получат тем, что они пойдут на 400 лет в Египет. Т.е. эти 400 лет Египта были не то что наказанием, а они были необходимы для формирования из Авраама народа, который сможет жить в земле Израиля. Это качество является важнейшим для жизни в Израиле, без него просто невозможно.
19.16. Видение Авраама - Брит бейн hа-Бетарим
Картина видения, которая дана здесь в Торе - ее смысл не только эта категория "битахон", но и дать Аврааму и его потомкам некоторый зримый образ, который поможет им держаься во время этого изгнания. Есть некоторая система мидраша, которую я сейчас просто не буду перечислять, когда каждый из элементов жертвоприношения ассоциируется с некоторыми реальными элементами мира так, что эта история жертвоприношения, история заключения союза, раскручивается на разные периоды истории. Она может быть раскручена как на историю до выхода из Египта, так и на историю до разрушения Храмов, так и на историю до конца времен, до Машиаха.
19.17. Унаследовать Эрец-Исраэль - за наши заслуги или за их вину?
3десь вполне четко сказано: только четвертое поколение может возвратиться, потому что пока еще не полна вина эморийца. Т.е. эти народы, которые жили в Ханаане, они еще недостаточно преступники, чтобы их можно было изгнать.
3десь мы видим очень важный принцип, что когда евреи пришли в Ханаан и изгоняли все эти народы, и была война, когда они были обязаны их изгнать, - то они делали это не потому, что они хорошие или они лучше тех народов, которые там жили, а потому что Всевышний специально подождал, пока те народы стали достаточно преступниками, что они могли быть изгнаны за свои грехи. И тогда евреи просто выполнили эту задачу.
Можно вообще спросить: почему Бог вообще выбрал евреев для истребления Ханаанских народов? Уж если они были грешны, то пусть бы Сам с ними разбирался? Однако это общий вопрос, почему Бог не уничтожает зло в мире, а представляет людям самим с ним бороться.
19.18. Союз Бога с Авраамом - связь с 3емлей Израиля
И сказано: "В этот день заключил Бог с Авраамом союз, сказав: потомству твоему отдам я эту землю от реки Египетской до реки великой, реки Ефрат". 3десь мы видим союз, который заключен между Богом и Авраамом и в чем же сущность этого союза? Я немного говорил перед этим, что Авраам, который был пророком, - и казалось бы, что результаты его пророчества уничтожены все. Т.е. то, что он объяснял другим народам - это как бы все пропало. И когда я поставил вопрос - к кому было обращено пророчество Авраама, то ответ такой: пророчество Авраама было обращено в будущее, т.е. вся его жизнь состояла в том, что он должен был своей жизнью дать некоторый пример. Союз Бога с Авраамом заключается в следующем: что Всевышний обязуется, что у Аврама будет потомство и что Всевышний отдаст ему эту землю, а Авраам соглашается своей жизнью послужить моделью для формирования этого народа.
19.19. Смысл называния 3емли Израиля как "3емли, текущей молоком и медом"
Почему эта земля так важна? Основной смысл страны Израиля в том, что это средство, с помощью которого евреи могут повлиять на мир. Т.е. евреи избраны для того, чтобы влиять на мир. Это их задача. И для того, чтобы они смогли повлиять на мир, им нужна страна, которая их воспитывает, это страна Израиля. 3десь мы переходим к очень важному моменту, относительно того, чтобы ехать в Израиль, есть рабаним, которые придерживаются следующей точки зрения (сейчас уже мало осталось таких, но раньше было больше), что в Израиль не следует ехать человеку нерелигиозному, потому что если он грешит на задворках Дворца (а мир - это Дворец Бога), то незачем ему грешить в центральной комнате Дворца, в Святой 3емле. Т.е. как бы Всевышний создал всю 3емлю, но страна Израиля - это как бы Его главный чертог, главная как бы комната во дворце, и если человек не соблюдает Субботу или что-нибудь еще, то незачем ему ехать в Израиль, чтобы грешить там.
Такая точка зрения есть, но гораздо более сильна точка зрения, о том, что для того, чтобы исправиться, чтобы научиться соблюдать, для того, чтобы продвинуться, для этого и нужно приехать в Израиль. Т.е. страна Израиля, с одной стороны, восприимчива к человеку и может его изгнать, это то, что мы говорили, эта земля осталось допотопной, т.е. она осталась восприимчива к человеческой праведности, если люди ведут себя плохо, земля их изгоняет); и в то же время, это земля, которая может человека воспитать, т.е. она может его поставить в такие условия, когда он задумается о своей жизни и он сможет духовно продвинуться на этой земле. И поэтому, если с одной стороны ехать в Израиль нерелигиозному человеку может быть немножко опасно, что он попадает сразу в эпицентр духовного мира и немного опасно не соблюдая туда попадать, но в то же время, находясь в этом эпицентре, он может быстрее продвинуться духовно, чем когда он находится вне его.
И поэтому эта земля называется "текущая молоком и медом". Это два вида еды, которые сами кошерны (и очень важны), но их начальные состояния (вымя и пчелы) некошерны, и в этом они отличаются от всехе других видов еды. Как они исправлены, так и Эрец Исраэль исправляет.
Продолжение