МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 21. Авраам - часть 2. Раскрытие (Вайера)

21.1. Вторая стадия раскрытия Бога Аврааму

Следующий недельный раздел, который называется "Вайера", дословно: и раскрылся. Этот раздел раскрытия Всевышнего Аврааму, как еврейскому Аврааму, т.е. его переход в иную категорию закончен и дальше есть раскрытие его внутреннего потенциала, чтобы от него мог произойти народ. Перед этим нам уже рассказано об Ишмаэле, т.е. некоторая клипа, как это называется на иврите, снята. Некая скорлупа с него снята, и это выражается в рождении Ишмаэля, и дальше идет формирование Авраама как еврейского родоначальника. И дальше мы читаем, тут же, после того как его имя изменено, он уже готов произвести на свет потомство, и уже вместе со своим потомством он продолжает формирование народа. И поэтому следующие же слова после обрезания и изменения имени, говорят о рождении Ицхака у Сары. И мы читаем историю про то, как три ангела пришли к Аврааму, которые пришли сообщить ему, что у Сары будет ребенок.

21.2. Три ангела - суть и предназначение ангела

3адается вопрос, почему ангелов было трое, а не двое и не один. И мидраш объясняет, что каждый ангел выполняет свою особую роль. Не могут два ангела выполнять одну роль. Один ангел пришел, чтобы известить Сару о рождении Ицхака, второй был ангел излечения, который излечил Авраама от болезни после обрезания, ведь сказано, что это было на третий день после обрезания и он был слаб и ангел его вылечил и после этого этот ангел вывел Лота из Содома. Третий ангел был ангел разрушения, который разрушил Содом.

В этом выражается еврейское понимание того, что ангел - это некая ограниченная, как бы испущенная в нижние миры воля Всевышниго, это материализованная или как бы сконцентрированная воля Всевышнего, и это еврейское понимание ангелов.

Что такое ангел? Это некая воля Всевышнего, как бы отделенная от него. Она может быть локальной, т.е. для данного случая, и может быть постоянной в виде некого закона природы или чего-то повторяющегося. Каждый ангел - это некая отдельная сущность, посланная Всевышним в нижний мир.

Кстати, с этой точки зрения, все силы зла являются точно так же ангелами. В частности, сатан (в русском переводе сатана), с еврейской точки зрения является ангелом, безусловно, не некоторой силой, противостоящей Всевышнему. Это такой же ангел, как и все другие, который выполняет свои функции в нижнем мире. Т.е. его работа - быть прокурором, обвинять, мешать, давать какие-то испытания. Это работа сатана, поэтому он равен любому другому ангелу из ангелов в нижнем мире. Этот подход существенно отличается от христианства, в котором сатан - противник Бога, в чем-то на равных противостоящий ему. Подробнее см. книгу "Евреи и христианство".

21.3. "И не поверила Сара"

Мы читаем здесь о том, что Саре обещан ребенок, и она этому не доверяет. Почему Сара не доверяет тому, что у нее может родится ребенок? Комментарий обычно объясняет нам, что Сара была уже стара, и обещание о ребенке должно быть связано с ее омоложением, и она не поверила этому, и вскоре сразу после этого она была омоложена и это было ей как бы укором, что она не поверила в то, что это может быть.

3десь вопрос не в том, что Сара не верит Всевышниму, она безусловно верит, что Всевышней может сделать все что угодно. Вопрос в том, что, когда приходят ангелы, она, не знает, что это ангелы, и она воспринимает их слова не как слова ангелов, а как слова людей.

Комментарий объясняет, что Сара поступает неправильно, что она должна была, даже если она этому не доверяет, сказать, что пусть так будет, пожелать, чтобы это исполнилось, а не говорить, что это невозможно.

21.4. Спор Авраама с Богом про Содом - ч.1

После того, как ангелы излечили Авраама, и они сообщили ему о потомстве, после этого они встали от Авраама и пошли в Содом. Текст говорит так: "И Всевышний сказал: утаю ли Я от Авраама то, что Я хочу сделать? Ведь Аврааму я отдал эти земли, он здесь хозяин, и Я должен ему раскрыть, что произойдет с этими землями дальше и то, что Я уничтожаю Содом".

Совершенно ясно видно, что это "провокация" со стороны Всевышнего, чтобы вступить с Авраамом в диалог о Содоме. Он мог бы разрушить его и так, но Он хочет с ним вступить в диалог, и мы видим диалог, когда Авраам защищает Содом.

21.5. Что такое Содом - Агадот

Что представляет из себя Содом в это время? Мидраш: Агада передает, что это было город-государство, в котором все законы были, так сказать, наизнанку. Не в том дело, что там законов не было. Напротив, законы в Содоме были, и все законы были направлены на подавление, в некотором смысле, пришедшего извне человека и на власть коренных жителей Содома, а также - на принципиальную несправедливость.

Например они решили сделать общественное стадо, и тот, кто имеет одну корову, будет пасти два дня, а тот кто имеет двух коров будет пасти один день. Потом они сделали такой закон, что если приходит в город бедняк и просит милостыню, то ему милостыню запрещается давать, чтобы бедняки не ходили. Они говорили, что наш город богатый и нам не нужны окрестные бедняки. А чтобы не выглядеть в своих глазах плохо, они постановили, что каждый должен иметь монетку со своим именем и эту монетку он дает этому бедняку. Поэтому, когда бедняк садится на площади Содома, все кидают ему монетки, на монетке написано имя человека и на них ничего нельзя купить. После чего бедняк имеет деньги, но умирает среди этих денег. Тогда все приходят и забирают монетки обратно.

Всем этим мидрашам по крайней мере 2000 лет в записанном виде, поэтому не думайте, что это придуманно недавно.

Потом такой закон: если человек ударил другого, то побитый должен заплатить обидчику за кровопускание. Мидраш рассказывает, что Элиэзер, слуга Авраама, шел однажды по Содому и его побил какой-то житель Содома. Он его схватил и потащил к судье. Судья сказал: ты должен ему заплатить как за кровопускание. Тогда Элиэзер побил судью и сказал: те деньги, которые ты должен мне, отдай ему.

Следующая история. Один из путников пришел в Содом и попросился ночевать, а ночевать просто так не давали. Некий содомец его пригласил к себе, а путник отдал хозяину на хранение ковер. Он был богат, он заплатил за свой ночлег и отдал ковер на хранение. Утром он просыпается и говорит: где мой ковер? Хозяин говорит: не было у тебя никакого ковра. Он говорит: ну как же, был ковер цветной и с кисточками. Хозяин говорит: цветной - это к дальней дороге, а кисточки - к удаче. Я разгадал твой сон и иди себе. Путник потащил хозяина к судье, а судья ему говорит: этот человек - уважаемый содомский гражданин, а ты - никто. Поэтому заплати ему за замечательную разгадку сна и уходи.

Т.е. Содом представляется в мидрашах не просто как место, где нет законов или где люди живут плохо, а это место, где законы устроены наоборот. И поэтому наказание Содома выражается в его разрушении. Потому что, если люди имеют правильный, в целом, закон и правильные установки - но при этом сами их нарушают, то тогда они могут все-таки в некоторый момент исправиться и осознать, у них все-таки может в некоторый момент пробудиться совесть. Если же у них такая система, что они действуют правильно и все, что они делают, - это хорошо и так и нужно жить, то они не могут никогда раскаяться. Поэтому они безнадежны с точки зрения раскаяния, а поэтому Всевышний уничтожает Содом.

21.6. Пятьдесят праведников внутри города

В споре Авраама с Всевышним о Содоме мы видим такое место (стих 24): "И сказал Авраам: может быть, есть 50 праведников внутри города. Неужели ты погубишь и не простишь город ради праведников?".

3десь есть два очень важных момента. Во-первых слова: "50 праведников внутри города". Слово "внутри" явно лишнее. Комментарий объясняет, что это те праведники, которые открыто праведны внутри города, т.е. не просто человек живет в своем уголочке и ничего не нарушает. Он открыто праведен, он может выражать свое мнение, он может иметь не просто свободу слова, а, можно так сказать, свободу организации, т.е. они должны состовлять некоторую общину. Т.е. это должен быть какой-то социальный слой, пусть даже минимальный, но явно видный внутри города, т.е. город как бы признает легитимным их существование. И поэтому отсюда вывод, что город или страна спасается своими праведниками, только если она дает им возможность существовать. Это о пользе гласности.

Теперь второй важный момент: Авраам говорит так: "Неужели ты погубишь и не простишь этого места ради праведников, которые в нем?". Мы видим, что Авраам не предлагает спасать праведников. Спасение праведников - это очевидная вещь. Он предлагает спасти весь город из-за его праведников. И это общий принцип, что праведники спасают не себя, а то место, в котором они находятся. Причина этого, очевидно, в том, что Всевышний не желает гибели злодеям. Он желает, чтобы злодеи исправились. И если есть праведники, которым допускается жить в этом городе и быть в нем свободными, то все место спасается ради них, т.к. в потенциале все место может исправиться. Эти праведники могут повлиять на жителей. Если же таковых нет, т.е. нет такого социального слоя, то весь город гибнет за свои грехи. Погибнуть за свои грехи можно очень просто. Вопрос в том, что если есть надежда, что произойдет исправление, то Всевышний не приводит приговор в исполнение.

21.7. Отличие Авраама от Ноаха

Теперь мы видим на примере того, что Авраам спорит со Всевышним, различие между Аврамом и Ноахом. Ноаху Всевышний сказал: сейчас Я уничтожу весь мир. И Ноах молчит. Тогда Всевышний говорит: строй ковчег. Он строит ковчег и хоть этим привлекает внимание окружающего населения. Т.е. Ноах - это праведник для себя, он ходит с Богом.

Я обращал внимание на частый неправильный перевод, что он ходит "перед Богом". Это неправильно. "С Богом ходил Ноах". Т.е. он ходил с Ним внутри, он был праведник для себя. В отличие от этого здесь сказано по-другому. Когда Всевышний дает Аврааму заповедь обрезания, Он ему говорит: ходи передо Мной и будь непорочен. (стих 1, глава 17). Т.е. Авраам ходит не с Богом, а перед Богом. Он является тем, что называется пробуждение снизу, которое вызывает пробуждение сверху. В еврейской концепции Всевышний может делать все что угодно, но зачастую Он не делает это Сам, пока не наступает пробуждение снизу. Когда наступает пробуждение снизу, то оно вызывает Божественное пробуждение сверху, и тогда ситуация исправляется.

Поэтому даже самое небольшое пробуждение снизу может помочь человеку. Самое небольшое его движение к Всевышнему отзывается тем, что Всевышний проходит большой путь к нему навстречу. Пока человек не движется сам, Всевышний не помогает ему. Авраам - это символ пробуждения снизу, он всюду идет, он активен, он начинает с Богом спорить о Содоме, хотя Содом это не весь мир, это какой-то частный кусочек и не такой уж близкий ему. Поэтому Всевышний говорит ему: ходи передо Мной. Т.е. ему следует распространять Тору или монотеизм среди других народов, а впоследствии, евреи, как целое, распространят Б-жественный свет среди мира. И через это "вызывай пробуждение Моего милосердия", т.е. борись со Мной. Когда Я хочу применить категорию суда, требуй от меня применение категории милосердия.

21.8. Спор Авраама с Богом про Содом - ч.2

Итак, это положение, при котором человек спорит с Богом, является совершенно правильным с еврейской точки зрения, это совершенно правильная позиция человека. Поэтому нельзя говорить, что если Бог так сделал - то это к лучшему. Может быть, Он так сделал специально для того, чтобы человек пробудился и боролся со всеми теми плохими вещами, которые есть, которые как бы тоже от Бога. Ясно, что это косвенным образом относится и к болезням и к разным несчастьям, и к любому проявлению всякого зла в мире.

21.9. Через спор с Богом - приближение к Нему

И еще очень важно, что написано, что "Авраам приблизился к Богу, чтобы спорить с Ним". Такой спор необходим.

А если человек говорит: я не согласен с Богом - поэтому отказываюсь от веры, то это "спор" направильный.


Продолжение