МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 23. Авраам и Авимелех - часть 1

23.1. Раздел Вайера - сумма

Как я уже говорил, это второй раздел про Авраама. Первый - "Лех леха", про выход Авраама из состояния отца народа Арама в состояние "отца многих народов" и построение еврейского народа, как центра этих народов. Второй - раскрытие Б-га Аврааму в чисто еврейском плане. И история с Ангелами и Содомом - это и есть начало этого раскрытия, оно включает в себя сообщение о рождении Ицхака, умение Авраама спорить с Б-гом, что необходимо с еврейской точки зрения евреям, и после этого порождение Амона и Моава для построения царского дома внутри Израиля.

23.2. Авраам и Авимелех - конфликт

После этого мы переходим к истории, которая случилась с Аврамом в Гераре и отношениям между Авраамом и Авимелехом. Мы читаем в 20 главе книги "Берешит" историю, как Авраам пришел к Авимелеху, царю герарскому, точно также сказал, что Сара не жена его, а сестра, Авимелех пытался взять себе Сару, он был наказан, потом он ее отпустил и дал Аврааму уйти.

История чрезвычайно похожа на историю в Египте, однако в ней есть некоторые совершенно другие параметры. Первый из них состоит в том, что последствием первой истории было уход Авраама из Египта с личным богатством. Авраам спускается в Египет из-за голода, у него ничего нет, он возвращается из Египта богатым человеком.

Сказано: "И шел Авраам переходами своими обратно в землю Ханаанскую". Что значит "переходами своими"? Мидраш объясняет, что он останавливался на тех же постоялых дворах, на которых он останавливался когда шел в Египет. И он во-первых, отдавал те долги, которые он взял и во-вторых он всем показывал, что поступал правильно, т.е. все, кто видел его бедным, когда он шел в Египет, после этого видели его богатым, когда он возвращался обратно.

3десь же Авраам занимает совершенно другое место. Он человек всемирно известный. Это человек, который разбил войска, которые побили Содом и Амору. Он богат, и ему как бы кажется, что он пользуется некоторой неприкосновенностью, что его положение как человека важного, знатного известного и богатого обеспечивает ему некоторый социальный статус не то чтобы неприкосновенности, но надежности.

3десь мы видим, что ситуация совершенно не такова, т.е. его социальный статус не дает ему никакой защиты. И это учит евреев уже в чисто еврейском смысле, что нельзя никоим образом надеяться на прочность текущего положения. Текущее положение может быть сколь угодно сильным и прочным, у Аврама все есть, и тем не менее он может подвергнуться чему угодно, у него могут опять забрать жену и т.д.

Если Авраам в первый раз пошел в Египет из-за голода, то теперь он не пошел к Авимелеху из-за голода, но из-за того, что был разрушен Содом, он переместился оттуда и пошел в другое место. Это его некоторое естественное, нормальное перемещение и, тем не менее, при всей видимой прочности его положения, он может опять подвергнуться чему угодно. Это первый урок, который мы учим из этой истории.

Второе - это то, что когда он шел в Египет, он был человеком бедным, и вышел из Египта с личным богатством. Поэтому результатом первой истории было приобретение им личного статуса. 3десь же мы видим, что он достигает общественного влияния, а именно, стих 8: "И встал Авимелех рано утром, и призвал всех рабов своих, и пересказал им все слова в уши их и все люди весьма убоялись Господа". Т.е. в результате этого действия было укрепление распространения влияния Авраама на Авимелеха и на окрестные страны.

Эта история не кончается на том, что Авраам получил Сару обратно и что он повлиял на народ Авимелеха. В целом отношения Авраама и Авимелеха очень сложные, и дальше мы их рассмотрим. Согласно одному из Мидрашей, они связаны определенным образом с жертвоприношением Ицхака.


Продолжение