МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"
Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.
Глава 9. Две истории рождения человечества
9.1. Два уровня структуры человечества - "личностный" и "национальный" (дополнением к этому параграфу является параграф 12.1)
Две истории Сотворения Мира есть в Торе, две истории рождения человека (см. Часть 1. Адам) - но также есть в ней и две истории рождения человечества. Первый раз человечество родилось от Адама, второй раз - от Ноаха, после Потопа и Вавилонской башни. Эти две истории рождения человечества сильно отличаются одна от другой. Первая история представляет нам человечество как состоящее из отдельных людей, индивидуумов, вторая же представляет человечество как состоящее из народов. Согласно второй "истории человечества", именно народы - а не отдельные личности! - являются компонентами, составляющими человечество. Соответственно, когда в иврите человека называют "бен Адам" - то имеется в виду человек как личность, когда говорят "бней Ноах", то имеют в виду человечество как состоящее из народов.
Эти два подхода к осознанию структуры человечества - как состоящей из личностей или же как состоящей из народов - должны дополнять друг друга. Следует отметить, что современный западный подход видит только один параметр - личностный. Вся западная культура сосредоточена на правах личности, "народ" же воспринимается не как самостоятельная сущность, но как инструмент для развития личности. В этом западный подход представляется, с еврейской точки зрения, односторонним. Верно, что личное, индивидуальное существование является центром жизни человека. Но если его существование ограничено "личностью", если он не видит себя как часть более крупного - национального - организма, то такой человек теряет из вида важнейшие аспекты бытия, что неизбежно со временем ведет всю структуру общества к разрушению. Иными словами, именно в этой односторонности взгляда содержится, как мне представляется, одна из важнейших причин надлома западной цивилизации.
9.2. Два уклона человечества: Потоп и Вавилонская башня
Два рассказа содержатся в разделе Ноах; два рассказа, описывающие историю человечества в целом - история Потопа и история Вавилонской башни.
В первом рассказе человечество уклонилось в разбой, грабеж и насилие; результат поэтому - уничтожение человечества. ("И сказал Бог Ноаху: конец всякой плоти пришел передо Мной, ибо наполнилась земля злодеяниями их, и потому истреблю Я их с землею" - стих 6:13). Во втором рассказе человечество противостоит Богу, строит "Башню высотою до Неба" (11:4), но внутри себя находится в мире и согласии: "и был на всей земле язык один и слова немногие" (11:1). А потому их "наказание - не уничтожение, но лишь смешение языков и рассеяние по лицу всей земли".
Об этом говорили наши Мудрецы: "если даже люди грешат поклонением идолам, но в мире между собою - Всевышний милостиво относится к ним".
Итак, с еврейской религиозной точки зрения преступление человека по отношению к своему ближнему является бОльшим грехом перед Богом, чем нарушение человеком "чисто религиозных" заповедей.
"Дерех Эрец кадма ле-Тора" - "Праведность в общечеловеческом смысле предшествует Торе". Ибо не для того дана Тора, чтобы из злодеев делать праведников (да это учением достигнуть и невозможно). Но Тора дана для того, чтобы указать праведникам их правильный путь, ибо часто именно ошибки праведников ведут к разрушению мира.
(См. об этом также выше, в Часть 1, гл. 8)
9.3. Предисловие к изложению еврейской задачи
С еврейской точки зрения, представление о человечестве как "состоящем из народов" является в Торе предисловием к избранию Авраама. Т.к. отдельный человек не может исправить человечество, но отдельный народ - может, и потому из Авраама-личности прежде всего "производится" еврейский народ, как необходимый шаг к исправлению человечества.
Итак раздел "Адам" рассказывает нам о структуре человека (Бней Адам), раздел "Ноах" - о структуре человечества (Бней Ноах), с третьего же раздела Торы - "Лех Леха" (буквально "уходи к себе") начинается история собственно еврейского народа, его уход из обычной структуры человечества и взятие им на себя мессианской задачи исправления мира.
Продолжение