МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 22. Лот в Содоме и разрушение Содома

22.1. Проверка Содома и Лота

Теперь мы переходим конкретно к истории с Содомом, как он был разрушен. Мы должны обратиться к стихам 20 и 21 главы 18, где написано так. "И сказал Всевышний: вопль Содомский и Гоморский велик и грех их весьма тяжел. Я сойду и посмотрю. Если по мере дошедшего до Меня вопля они поступают, тогда конец им, а если нет, то буду знать". Что такое "сойду и посмотрю"? 3ачем Всевышний должен сходить? В чем это выражается? Комментаторы нам объясняют, что посылание ангелов в Содом еще не было окончательным приговором. Это было последним испытанием, в котором Бог хотел посмотреть: можно ли их исправить? "Сойду и посмотрю" означает сойду, чтобы сделать последнюю проверку, что такое Содом. И поэтому ангелы посылаются в Содом с целью проверки, что представляют из себя его жители.

И вот ангелы приходят. Это стих 1, глава 19. "И пришли эти два ангела в Содом вечером, а Лот сидит у ворот Содома". Комментаторы объясняют, что фраза "Лот сидит у ворот Содома" означает что Лот был судьей в Содоме. И это, как бы сказать, естественное развитие для близкой к иудаизму религии. Т.е. Лот как бы близок к Аврааму, как бы монотеист. Ясно что он гостеприимен, он родственник Авраама. Ясно, что он не просто представитель не-еврейского мира. Он как бы представитель полу-иудаизма. Но его судьба - судьба многих евреев, отошедших от еврейской традиции. Его место - это быть судьей в Содоме. Он талантлив. И попадая в Содом он занимает в нем высокое положение. И попадая в такой мир, в Содом, он вынужден сам воплощать эти Содомские законы. Они через него проходят, и поэтому его положение двойственно. С одной стороны он хочет добра, лично, он начинает все больше нести ответственность за все то, что происходит в Содоме, выполняя в нем роль судьи. Раньше, когда мы читали почему Авраам с Лотом поделился и почему Лот выбрал Содом, написано: что выбрал Лот Содом, потому что эта страна была напоена. Подчеркивается, что Содом был экономически высоко развитым местом, и Лот был тоже человеком богатым. Поскольку он был человеком богатым они его взяли к себе. Они не брали просто путников, но Лот привел с собой большие стада и ясно, что ему не нужно оказывать милостыню, он сам держится на своих ногах, поэтому Содом его принял. Лот - символ человека у которого вообще-то есть некоторые моральные принципы. Он добр, он хорош в некотором смысле, но он совершенно нетверд. Т.е., как это называется на иврите, "без позвоночника". Он хочет, чтобы было хорошо, но он не согласен сделать усилие, чтобы было хорошо, он не согласен пожертвовать чем-то ради этого. Поэтому Лот выбирает Содом. Он говорит: да, в Содоме живут плохие люди, зато там жизнь богатая. У меня отдельный дом, я с ними не смешиваюсь, я живу своей отдельной жизнью. Почему бы мне не жить отдельно в Содоме? При этом Лот породнился с жителями Содома, потому что две его дочери вышли замуж за содомлян. Из комментария дальше ясно, что эти содомляне были людьми приличными по содомским понятиям, в частности, когда все люди города собрались требовать от Лота выдать путников, они туда не пришли. Т.е. в Содоме есть приличные люди, которые сидят по своим углам, и с которыми Лот надеется поддерживать нормальную жизнь.

Приходят ангелы к Лоту, и написано так: " И увидел их Лот, и встал навстречу, и поклонился, и сказал: "Господа мои, зайдите в дом раба вашего и переночуйте. Омойте ноги ваши, встанете рано утром и пойдете в свой путь". Т.е. мы видим, что Лот не следует Содомским законам. Он зовет людей к себе в гости, когда он видит, что им некуда деться. Т.е. его доброта совершенно очевидна. "Но они сказали: "Нет, только на улице переночуем". Он же сильно упрашивал их, и они завернули к нему и пришли в дом его". Т.е. видно, что ангелы испытывают Лота. Они испытывают как город, так и Лота. 3десь важны слова "заверните в дом раба вашего". Это такая попытка русского перевода слова, которое означает не "зайдите", а "пройдите окольными путями". Т.е. как бы: "я сейчас вам дам адрес и вы сейчас как-нибудь проберитесь мелкими улочками в мой дом". И они выполнили эту просьбу, прошли к нему тихо, тем не менее сказано: "он сделалал им пир и испек мацу, и они ели".

22.2. Соблюдение заповедей праотцами

Лот печет мацу потому что это Песах. Когда ангелы пришли к Аврааму, они сказали: через год жена твоя родит. И Ицхак родился ровно за 400 лет до исхода из Египта. Т.е. эта история происходила в Песах. И Авраам праздновал Песах, хотя Песах произошел только через 400 лет после этого.

Мидраш нам объясняет, что Авраам соблюдал все заповеди, хотя он не был обязан их соблюдать. О соблюдении мы поговорим потом, когда будем обсуждать, что Яаков взял себе двух жен, двух сестер, что запрещено Торой, и я более подробно расскажу, что такое соблюдение заповедей праотцами. Вопрос в том, что праздновал Авраам в Песах, когда это было до Исхода? Ответ: он праздновал, по-видимому, будущий выход из Египта. Ясно, что Песах - это день, который приготовлен для Исхода, т.е. это день, имеющий потенциал выхода из Египта. Он реализовался, когда евреи действительно вышли из Египта, но с самого начала он имеет потенциал этого. И Авраам, который безусловно чувствует этот потенциал, празднует Песах тоже, и Лот тоже. 3десь есть дополнительный вопрос - "hидур мивца" - но его мы обсудим отдельно.

22.3. Жена Лота (ч.1)

Итак, он им сделал пир, и написано: "Еще они не легли, как городские люди жители Содома окружили их от мала до велика, и воззвали к Лоту они и говорили: где люди пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам и мы познаем их". Мидраш рассказывает нам каким образом эти все люди собрались очень быстро. Жена Лота была из Содома и хотя он надеялся на то, что он ее перевоспитает, тем не менее этого не случилось. Она пошла к соседям и стала просить у них соли, говоря, что вот, этот несносный Лот привел в дом каких-то гостей, их надо кормить, а в доме нет соли. Ясно, что они ей ничего не дали, а наоборот собрались против Лота, и поэтому после этого она превратилась в соляной столб.

22.4. Лот и дочери (ч.1)

Лот предлагает этим людям даже выдать двух своих дочерей незамужних. Есть разные коментаторы, одни объясняют, что он надеялся, что с ними ничего не сделают, поскольку они тоже граждане Содома. С другой стороны, другие комментаторы говорят, что Лот хочет быть добрым, но у него нет понимания того, где можно сделать, а где нельзя, где граница, где нужно остановиться.

22.5. Ангелы выводят Лота

Слова Лота не помогли, тогда ангелы наказали всех слепотой и после этого они пытаются вывести Лота из Содома. И читаем эту историю, которая весьма поучительна для нас сегодня. "И сказали эти мужи Лоту: кто еще у тебя здесь есть?". Т.е. чего ты собственно ждешь еще в этом городе, когда они ведут себя таким образом, давай будем выходить, не следует ждать, возьми всех своих. Потому что еще немного, и мы уничтожим весь этот город, и зачем тебе здесь погибать за него. У Лота было две незамужние дочери и две замужние дочери. Он пошел уговаривать своих зятей пойти вместе с ним, но сказано: "Но он показался шутящим в глазах его зятьев", т.е. они не пошли громить дом Лота, но они сидели по своим углам и не верили тому, что что-то может произойти. "Когда зашла заря, ангелы поторопили Лота, говоря: встань, возьми жену свою и двух дочерей своих, находящихся здесь, чтобы ты не погиб за грех города. Но он медлил, и те взяли его за руку и за руку его жены и за руки его дочерей по милости Господней к нему". Т.е. не то что он заслужил спасение, он, в общем, тоже был виноват, но по милости Всевышнего и за связи его с Авраамом Бог его пощадил. И вывели его насильно и оставили вне города. Т.е. к сожалению Лот, как пример близкого к евреям, который совершенно потерял ориентировку и потерял равновесие, его приходится насильно вытаскивать из этого места, однако Всевышний не может его вытащить насильно целиком, и дальше мы видим, как ангелы ему говорят: "И было, когда их вывели вон, сказал один из них: спасай душу свою, не оглядывайся и иди спасайся на гору". Т.е. человек не может быть выведен и спасен насильно. Он должен проявить хоть минимальное свое желание, хоть когда его уже вывели он должен бежать подальше. И у Лота хватает этого уровня, а у его жены не хватает, и поэтому жена Лота оборачивается назад.

22.6. Жена Лота (ч.2)

Есть разные мидраши, которые по разному объясняют, почему она обернулась. Одни мидраши говорят, что ей было интересно посмотреть как город наказывается, другие говорят, что ей было жалко города, это был ее родной город. В любом случае, почему она наказана за то, что она обернулась? Ее оборот к городу показывает восстановление ее связи с ним. Почему вообще Лот спасен? Подчеркивается, что он спасен не за свои заслуги, не потому что он хороший, а по милости Господней к нему, потому что Аврааму будет плохо, тяжело, если он погибнет - ибо и в Лоте есть еще некоторые искры, которые Аврааму нужны, которые нужны еврейскому народу для построения еврейского царства. (Я уже говорил, что Рут, которая произошла потом от Лота, от его дочерей, потом восстанавливает дом Давида). Лот спасается, но он спасается только при разрыве его связей с Содомом. Он может быть наказан, ведь он был судьей в том Содоме, который сейчас погиб за свои законы, фактически, за свою систему узаконенного беззакония. Разрыв его внутренней связи с Содомом необходим для его спасения. И если жена Лота не хочет разрывать эти связи, то милость Всевышниго на нее не распространяется. Не то чтобы она специально наказана, но просто ей возвращен ее естественный статус жителя Содома, подлежащего наказанию, и поэтому она превращается в соляной столб. Стих 29 говорит так:"И было, когда Бог истреблял города и окрестности, то вспомнил Бог об Аврааме и вытащил Лота из среды истребления, когда уничтожал город, в котором жил он", т.е. Лот спасен исключительно за свою связь с Авраамом.

22.7. Лот и дочери (ч.2)

Дальше Лот вместе со своими двумя дочерьми поселяется в пещере, и они думали, якобы, что весь мир разрушен. Очень спорный вопрос: как они могли так думать. И поступок дочерей Лота, которые завели себе детей от своего отца - это, очевидно, некоторое проявление категории "нечистый хесед". Они себе это позволили. Слово "позволить" - это тоже категория "хесед", не в коем случае не категория "гвура". Поэтому "хесед" может быть чистым и не чистым, "хесед" может приводить к добру и ко злу, совершенно равноправно. И здесь есть такое место: они решили напоить своего отца вином. Кстати мидраш говорит, что вино там было заготовлено со дней Сотворения мира, специально для этого случая. Что это значит? Это значит, что то что произошло, хоть это было их личным грехом, на самом деле таковы пути мироздания. Это вытаскивание той искры, которая в Лоте содержится. Они могли этого не сделать, но ситуация была для них приготовлена. Написано: "они напоили отца своего вином в ту ночь, вошла старшая, легла с отцом, а он не знал, когда она вошла и когда встала". На другой день старшая сказала младшей сделать то же самое, и тоже он не знал, когда она вошла и когда встала. И здесь текст явно показывает нам, что Лот не мог не знать этого. 3десь так написано, что понятно, что он позволяет себе опять напиться и позволяет себе этого не замечать. Не то что он сделал это специалльно, но он позволяет себе так себя вести. И это тоже есть проявление "хесед". Ясно, что это категория "нечистый хесед", однако это так. И поэтому в Лоте есть некоторый дополнительный "хесед", который лишний для самого Авраама и лишний для народа еврейского сам по себе, однако некоторая искра в нем нужна для народа Израиля, и этот лишний "хесед" в Лоте превращается в нечистый "хесед", который Авраам не смог исправить, не смог его перевоспитать. Тем не менее, потом этот "хесед" претворяется в Рут, потому что в Амоне и Моаве, этих двух народах которые произошли от Лота, происходит поляризация. Их мужчины совершенно не обладают "хеседом", а женщины обладают. И когда евреи проходили через эти народы, то они не дали им даже воды, т.е. у них совершенно отсутствует "хесед" на уровне мужчин, но у женщин он присутствует, и поэтому через Рут он был дан дому Давида, потому что царскому дому необходим больший хесед, чем всему народу в целом. Есть уровень народа - на этом уровне Лот не нужен, но есть уровень царя, а царское положение человека очень портит, поскольку это власть, которая передается по наследству, и он с детства знает, что ему этот пост приготовлен, это пост, которым очень легко развратиться. Поэтому царю необходимо уметь оказывать милость и хотеть оказывать милость для людей. И поэтому царскому дому необходим дополнительный хесед, который берется из Лота через Амон и Моав, через Рут, которая произошла из народа Моав. На этом конец истории с Лотом.


Продолжение