МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 31. Яаков и его жены

Кто такие Рахель и Лея? Каждая из них является матерью определенного числа колен. Нам известно, что Рахель и Лея были сестрами-близнецами и у них было все совершенно одинаковое и это, в частности, была одна из причин того, что Яаков смог перепутать Рахель и Лею, когда он хотел жениться на Рахели и его вынудили жениться на Лее. И разница в описании их такова: про Рахель сказано: "Рахель была красива станом и красива видом." А про Лею сказано: "У Леи были слабые глаза."

Это все различие, которое нам указано, т.е. Рахель олицетворяет собой красоту. А символ Леи - это слабые глаза. Мидраш нам сообщает также, что "метафизически" женой Яакова должны были быть и Рахель и Лея, но он не ощущал, что Лея его жена, а ощущал только про Рахель, хотя в принципе его последующей женой должны были быть и Рахель, и Лея.

И, однако, когда мы читаем в Торе, что когда Яаков пришел к Лавану, захотел жениться на Рахели, ясно, что это не случайное желание, т.е. Яаков был на том уровне, когда его женой должна была быть пока только Рахель. В каком-то смысле и мидраш нам более того сообщает, что поскольку Яаков обманул отца и встал на место Эсава, он получил Лею раньше, чем Рахель. Т.е. люди говорили, что у Лавана две дочери, а у его сестры Ривки - два сына, поэтому старшая Лея должна выйти за старшего Эсава, а младшая Рахель - за младшего Яакова. Т.е. как Яаков и Эсав, так Лея и Рахель были близнецами. Но поскольку Яаков обманул отца и получил благословение, которое отец хотел дать Эсаву, то он, может быть слишком рано, получил в жены Лею.

Мидраш нам также сообщает, что две жены Яакова соответствуют его двум сущностям. Одной его сущности, которая называется Яаков, и другой его сущности, которая называется Исраэль. Рахель соответствует категории Яаков, а Лея соответствует категории Исраэль. И поскольку он в то время еще не получил уровень Исраэль, то соответственно он любил Рахель, а не Лею, хотел жениться на Рахели, потому что еще не дошел до уровня Исраэль. И мы читаем в Торе, что после того как Яаков получил имя Исраэль в скорости после этого Рахель умирает, у него остается женою Лея.

В чем разница между категориями Яаков и категорией Исраэль, что соответствует разнице между Рахелью и Леей? Категория Яаков по корню слова означает непрямое воздействие, т.е. корень Экев - это пятка, это огибать, обходить. Я приведу пример, как вот сказано, когда Эсав слышит, что Яаков его опять обхитрил и получил благословение, он говорит "не потому ли назвали его Яаков, что он обошел меня ("йааквени") уже два раза: т.е. он получил мое благословение, и он получил мое первородство.

"Экев" по корню - это идти не прямо, двигаться каким-то косвенным путем. В противоположность этому, имя Исраэль связано с корнем "яшар". Слово "яшар" - означает прямой, т.е. Яаков - это не прямое движение, а Исраэль, прямо в противоположность ему - это прямое движение. (Конечно есть еще другие значения, но пока, что это). Это соответствует разнице между Рахелью и Леей. Рахель представляет собой красоту, т.е. гармонию окружающего мира. Ясно, что в Торе слово красота никогда не употребляется просто для обозначения красивости. Это слово обозначает гармонию всего: и духовного и телесного, но это безусловно связано с окружающим миром, т.е. Рахель принадлежит окружающему миру. И это соответствует категории Яаков. Яаков - т.е. не прямое движение, это служение Всевышнему через природу, т.е. человек изменяет окружающий мир, и этим он служит Всевышнему.

Поэтому Рахель, которая представляет собой красоту, связана с именем Яаков, которая означает непрямое воздействие на окружающий мир. В противоположность этому у Леи, как сообщает нам Тора, слабые глаза, т.е. Лея не смотрит на окружающий мир, окружающий мир для нее неинтересен. Он не представляет для нее никакой ценности, она смотрит как бы мимо него. Она смотрит мимо природы. Это соответствует имени Исраэль, т.е. это прямое служение Всевышнему. Не через природу, хотя понятно, что в том и ином способе - служение природой используется, т.е. когда он служит Всевышнему - одевает тефиллин, например, тефиллин является материальной вещью, но они являются лишь чисто вспомогательным инструментом, а служение Богу прямое. А бывает иное служение Богу - через изменение окружающего мира, когда человек изменяет мир, улучшает его, воздействует на него непосредственно, связан с миром и только через это со Всевышним, т.е. как бы в треугольнике, который можно условно так нарисовать, где наверху будет точка, которая называется Всевышний, а внизу будет две точки: человек и природа,один путь служения связан с тем, что человек идет по прямому ребру треугольника, а другой с тем, что идет по двум другим ребрам, т.е. он воздействует на природу и через это служит Всевышнему.

Это соответствует разнице имен Яаков и Исраэль, это соответствует разнице между Рахелью и Леей. При этом мы читаем в Торе, что в отличие от Авраама, у которого, когда было изменено имя, то прежнее было отменено, у Яакова при получении нового имени прежнее имя не теряется. Т.е., выходя на уровень Исраэль (прямой связи), он обязан не потерять имя Яаков (связь через мир).


Продолжение