МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.
Иосиф. Лекция 5
При получении полного имени Яаковом прежнее имя не теряется., т.е. у Авраhама сказано однозначно, что когда он называется Авраhам, его имя Авраам больше не употребляется никак. Про Яакова, хотя ангел ему тоже говорит, не будет твое имя Яаков, тем не менее это не имеет такого значения, т.е. он дальше называется Яаковом в Торе. Аврахам никогда не называется Авраамом, после того, как он получил новое имя. Тем самым мы видим, что категория "Яаков" остается при получении категории Исраэль, она не теряется, т.е. непрямое служение Всевышнему не теряет своего значение даже тогда, когда человек достигает уровня прямого служения, т.е. даже при наличии непосредственной связи с Богом и при наличии непосредственного контакта все равно его влияние на окружающий мир, на изменение окружающего мира тоже является способом связи между ним и Всевышним.
В некотором смысле здесь есть определенная параллель между концепцией Соловейчика (которое я рассказывал), в сотворении мира есть человек первой главы, который царь над миром, и человек 2 главы, который метафизически занят своей душой. В каком-то определенном смысле, не совсем прямо, здесь как-бы 2 стороны народа Израиля: Одна сторона народа Израиля называется Яаков, которая связана с тем, что евреи влияют на окружающий мир и исправляют его, другая сторона называется Исраэль, связана с тем, что евреи непосредственно контактируют со Всевышним.
Теперь, кто такой Иосеф? В главе 37 стих 2 мы читаем такой стих: "Вот бытие Яакова. Иосиф с 17 лет пас с братьями своими мелкий скот и т.д. и т.д". Этот перевод пытается как-то сгладить неровность, которая есть здесь в ивритском тексте, т.е. ивритский текст нужно перевести так: "Вот родословие Яакова, Иосиф с 17 лет пас с братьями своими скот, т.е. здесь никакой точки в тексте, после "бытия Яакова" - нет. И хотя Раши объясняет, что по прямому смыслу здесь, конечно имеется в виду, что "вот бытие Яакова", и дальше рассказывается все, что было с его сыновьями, и даже здесь стоит не слово "бытие", а слово "родословие", т.е. вот потомство Яакова, но прямой смысл текста на иврите - таков: "Вот порождение Яакова - Йосеф.
Таким образом, здесь Тора подчеркивает Йосефа - из всех потомков Яакова. И Мидраш объясняет, что здесь важно то, что написано слово "Яаков", т.е. с категории "Яаков" Йосеф является первенцем. И действительно, Йосеф - это первый сын от Рахили. Она родила сильно позже и Леи и двух рабынь, тем не менее, согласно желанию Яакова Йосеф должен являться первенцем. Ведь на Рахили он собирался жениться, а не на Лее, и это первый ребенок от той жены, на которой он собирался жениться раньше. Поэтому Яаков считает Йосефа своим первенцем и его всячески выделяет. Это имело свои основания, это не было случайным выбором, что одного сына любил больше других просто так.
И объясняется, что Йосеф действительно соответствует той метафизической категории, которая порождается категорией Яаков.
Какая же это категория и в чем сущность Йосефа теперь между братьями?
Я объяснял, что Яаков является категорией, которая называется тиферет, т.е. Яаков, категория теферет - это гармония между категорией хесед, которую представляет Авраам, и категорией , которую представляет Ицхак. Авраам - это воплощенное желание дать, категория хесед, Ицхак - это воплощенное желание удержать, т.е. категория гвура, Яаков - это средняя категория между ними, т.е. категория тиферет, которая представляет собой меру, когда нужно дать, когда нужно удержать, т.е. правильное ощущение эмоциональной середины - в каком случае правильно дать и в каком случае правильно удержать.
Иосеф является метафизически порождением этой категории на более низшую ступень, ступень практической деятельности. Эта категория называется есот, т.е. категория, которая находится по схеме категории ниже непосредственно под категорией Яаков. Это категория Йосеф.
Поэтому сказано, "Вот порождение Яакова - Йосеф".
3начит Йосеф соответствует категории, которая называется "хесед" Что такое категория "хесед"? Категория "хесед" - это гармония не на уровне эмоциональных категорий, а на уровне практических категорий. Я это объяснял раньше про Моше и Арона, что они категорий нецах, а категории , т.е. категории нецах, категории Моше - это порождение Авраама. Это настойчивость, это желание внести Тору, это добиться, учить и пробиться, а гот - категория Арон - это производное от категории гвура, которое представляет собой умение удержать, умение сохранить, или некую ценность, связность.
Так вот, категория "хесед", которая является гармонией между этими категориями, все на более низшем уровне, на уровне практических воплощений, это категория правильной оценки окружающего мира и правильного исправления окружающего мира.
То есть тиферет, категория Яакова, это гармония на уровне эмоциональном, т.е, "гвура", категория Йосефа - эта гармония на уровне практическом, то есть "хесед" - это правильная оценка ситуации, чтобы знать, когда надо пробиваться, когда надо удерживать.
То есть когда пришло время конкретное, для того, чтобы добить и пробиться: а когда пришло время, чтобы удержаться.
Т.е. это категория правильного исправления окружающего мира. И мы видим у Йосефа, что действительно, он является как бы единственным из братьев, кто может справиться с окружающим миром.
Он единственный, кто может быть царем над Египтом. Невозможно себе представить Иегуду или кого-либо другого из братьев в качестве царя, который управляет Египтом, который переводит всех из одного края страны в другой, заменяет всю экономическую систему и т.д.
Йосиф с этим справится может, он может заниматься светским миром, может заниматься миром даже других народов. Он может заниматься практически исправлением окружающего мира. И в этом категория Иосефа.
И как у других людей, которые олицетворяют свои категории, за время жизни Йосефа эта категория претерпевает изменения, т.е. он ее выкристаллизовывает. Вся жизнь Иосефа - это кристаллизация этой категории - это доведение его для совершенства. И поэтому у Йосефа чрезвычайно сильно стремление к исправлению окружающего мира, к улучшению его, и поэтому он вступает в немедленный конфликт с братьями. Когда он из младших сыновей в семье, практически почти самый младший, пытается поучать старших братьев - как им жить.
Он входит с братьями в немедленный конфликт, он делает неправильно там. Он ошибается, он думает о них плохо, он хочет их исправить, но все его желание происходит из желания действительно исправить окружающий мир, из желания правильно исправить. Он доносит на своих братьев отцу не потому, что он злой, а потому, что его страсть к исправлению окружающего мира просто из него лезет.
И поэтому, в любой ситуации, куда бы Йосеф ни попадал, он немедленно становится начальником. В семье он хочет быть начальником над братьями. Попадая в рабство к Потифару он немедленно становится начальником над всеми его рабами. Попадая в тюрьму, куда Потифар его посылает, он немедленно становится начальником над тюрьмой, старшим из заключенных, и потом, он возносится начальником над всем Египтом, т.е. Йосеф - это человек, которого умение управлять окружающим миром, и страсть к этому управлению чрезвычайно сильны. И он - сын Рахили и он - сын Яакова, он является на более практическом, на относительно низшем уровне воплощением категории исправления окружающего мира, т.е. служение выcшему уровню через окружающий мир. Я говорю, что категория Яакова и категория Рахель - это непрямое служение, т.е. - это служение Всевышнему через исправление окружающего мира.
Но Яаков представляет собой это служение на уровне эмоциональном. Йосеф представляет собой это служение на уровне практическом. То, что Яаков хочет, Йосеф делает. Яаков знает как правильно хотеть, Йосеф - как правильно делать и за всю свою жизнь он все исправляет, он доводит все до совершенства. Поэтому он входит в число вот, как бы 7 главных людей, которые сформировали душу еврейского народа. Это Авраам, Ицхак, Яаков - эмоциональная сторона, практическая сторона - Моше, Арон, Иосеф и окончательно реализующая сторона - это Давид. Это те 7 людей, которые в основном повлияли на создание еврейского народа.
Таким образом мы видим, что Йосеф - это не вполне один из братьев, ведь никакой другой из этих братьев не попал в это число, т.е. Йосеф, это не просто один из 12 колен. Он в каком-то смысле стоит между праотцами и коленами, и мы видим, что от него произошло 2 колена, т.е. его сыновья - Менаше и Эфраим - сами стали начальниками колен. Следовательно Йосеф, в каком-то смысле, частично, он как бы из праотцов, а в каком - то смысле он уже из братьев, и вот - это его половинчатое положение между отцом и братьями, является источником конфликта, который происходит у него с братьями.
Попробуем понять, в чем был этот конфликт. Мы считаем в начале, что Йосеф в 17 лет пас с братьями своими мелкий скот, будучи отроком с сыновьями Билги и сыновьями отца его.
Комментарий отмечает слова "Будучи отроками". слова: "будучи отроком" здесь совершенно лишние. 3аписано - "Йосеф с 17 лет"
И это слово в Торе понимается как описание всех действий Йосефа. Не информация, его характеристика, т.е. он еще молод. Он использует данные ему силы неправильно, т.е. его силы бьют через край, и он пытается сделать то, к чему зовет потенциал, но он молод, он ошибается и он неправильно делает. Поэтому тут же сказано: "И доводил Йосеф худые слухи о братьях до отца их".
Комментарий отмечает, что Йосеф не просто доводил худые слухи. Он ничего не выдумывал, он объяснял отцу то, что казалось ему неправильным в поведении братьев исключительно из желания их исправить. Сказано, что Йосеф ошибался, т.е. Йосеф неправильно думал о братьях, и в тех сложных ситуациях, которые им встречались в жизни. Йосеф не всегда объяснял их поступки хорошими намерениями. Он объяснял их неправильными намерениями, и доносил об этом отцу. На самом деле братья вели себя правильно, но, Йосеф по молодости или по своему характеру этого не понимал.
И естественно, что напряженность между ним и братьями возрастала из-за того, что он доносил на них слухи. А Израиль любил Йосефа больше всех сыновей своих, потому что он был сын старости его и сделал ему разноцветную рубашку. Мидраш рассказывает, что эта рубашка отличалась тем, что она была с длинными рукавами, т.е. это был знак того, что Йосеф не работает, он сидит дома с отцом и учит Тору. Все остальные братья пасли скот, Йосеф скот не пас, у него была специальная, выделяющая его одежда, и он сидел с отцом и учил Тору. И временами он выходил к братьям и говорил: "А вот мы выучили с отцом то-то и то-то, вот вы так правильно делаете или нет? И соответственно их учил как надо правильно жить. На что братья, естественно, свирепели и его нетерпели из-за этого.
И увидели братья его, что отец их любит больше всех братьев его и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. Мидраш поясняет, что это говорит о праведности братьев, а не о их неправедности. Они не притворялись, они действительно на него обиделись и были обижены на отца и на Йосифа и не пытались делать вид, что они с ним в мире. И они открыто с ним враждовали и дальше - приснился Йосефу сон, и он рассказал братьям своим и они еще больше возненавидели его. И сказал он: "Выслушайте сон мой, который мне приснился, вот мы вяжем снопы среди поля, и вот поднялся мой сноп и стал прямо и вот стали кругом ваши снопы и поклонились моему снопу". И сказали ему братья его: "Неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели ты еще хочешь владеть нами?" Еще больше возненавидели его за его сны и за его слова. Что здесь происходит? Спрашивается: зачем Йосиф рассказывает своим братьям этот сон?
Ну, приснился явный сон, что он над ними властвует; его сноп стал прямо и все снопы ему поклонились. 3ачем он пошел рассказывать его братьям, если у них плохие отношения. Дальше больше. Написано, дальше приснилось, мы читаем, еще более интересную историю и приснился ему другой сон, и он рассказал его братьям своим. И сказал: "Вот приснился мне сон, что вот солнце, луна и 11 звезд поклонились мне". И он рассказал отцу своему и братьям своим. И побранил его отец и сказал ему:"Что это за сон, который приснился тебе? Неужели придем я, т.е. Солнце и твоя мать, т.е. Луна и братья твои поклониться тебе до земли". Что здесь происходит? Мы читаем, что Йосеф рассказал братьям своим свой сон, а потом читаем: и рассказал отцу своему и братьям своим.
Комментарий сообщает: он рассказал братьям своим, братья ему ничего не сказали, тогда он поймал момент, когда братья были вместе с отцом и рассказал им вместе. И тогда вот это сказал отец. Спрашивается, зачем он это делает?
Теперь мы попытаемся по сути разобраться в чем состоит спор между Йосефом и братьями. Это спор о царстве. Кто является царем? Братья постановили, нам это известно из дальнейшего повествования, что царем над братьями является Йегуда, а Йосеф претендует на этот пост. Причина, по которой Йегуда является царем, такова: Йегуда является четвертым сыном Яакова от Леи, от второй его жены, при этом, Раувен снят с царства за историю с Билхой, Шимон и Реви сняты с царства за историю с Шхемом и историю с Йосифом, в частности, тоже и царем является Йегуда. Поэтому от Йегуды происходит царь Давид и царь Мотех. И хотя здесь это еще не окончательно оформилось, тем не менее братья это чувствуют и считают своим царем Йегуду. И он по всем своим параметрам соответствовал царю. Йосиф явно претендует на этот пост и рассказывает им истории, из которых следует однозначно, что он должен быть царем.
Есть важный принцип относительно снов. Сказано: "Сны идут за тем, как их разгадывают". Причем сам человек, не имеет сил и возможности разгадать свой сон. Это значит, что если человек рассказывает кому-то сон, то исполнение сна зависит не только от самого сна, но и от той разгадки, которая этому сну дана. Поэтому, в частности, можно заметить в скобках, кто тебе рассказывает свой сон, нужно немедленно истолковать его к добру, помимо всего прочего.
Итак, зачем Йосеф рассказывает братьям свой сон? Он хочет, чтобы они сами признали его царство. Тем, что они его разгадывают, они и привлекают ему реализацию этого царства. Они говорят: "Неужели ты будешь царствовать?" 3десь видно, что они понимают сон, как царство. Однако братья не считали эти сны практическими, а, напротив, считали, что Йосеф хочет сам захватить царство, и поэтому ему сняться такие сны в качестве, так сказать, результата его дневных раздумий. Йосиф так, естественно, не считал, и поэтому он требовал, чтобы братья рассказали его сон, и он приходил к ним каждый раз со своими снами.
Когда пришел во второй раз, братья не захотели давать ему разгадку, тогда он поймал момент, когда отец был вместе с братьями и сказал еще раз и получил разгадку, которую он хотел. И эти сны сыграли далеко не последнюю роль в той истории, которая произошла между Йосифом и его братьями. И там написано прямо: "И вспомнил Йосиф сон, который ему снился, и дальше он делает определенные вещи." Это мы разберем в свое время, когда будем дальше читать.
Сейчас мы видим, что идет конфликт за царство. Почему же есть здесь конфликт? Кто должен быть на самом деле царем? Должен быть Йегуда или Йосеф? Кто из них прав в этом споре за царство. Ответ состоит в том, что,конечно, и Йосеф и Йегуда имеют категорию "царство". Вопрос только в том, что они представляют собой разные царства. И здесь нам придется обратиться к довольно сложной категории, которая называется "Искры". Это довольно сложная концепция, я попытаюсь ее обрисовать в целом, без особых углублений, поэтому здесь будет множество вопросов, на которые я не смогу сейчас дать ответы. Я рассказываю, чтобы объяснить суть Йосефа.
Концепция состоит в следующем, что когда Всевышний создавал мир, то сосуды, которые должны были вместить Божественный свет, не выдержали и разбились, т.е. уровень напряженности Божественного света был выше того, сколько сосуды нижнего мира согли вместить. Поэтому сосуды разбились и осколки сосудов и света, т.е. искры, попали в разные места этого мира и растерялись в нем, т.е. потеряли свою структуру. Что есть разбиться: т.е. потерять структурные связи между собой, т.е. перестать быть системой. И, в частности, то, что сделал Адам, когда он съел яблоко, плод дерева познания, это разбитие сосудов, называется на иврите: Швира - ткилим, это разбитие сосудов происшедшее в начале мира, обусловили то, что структура святости в мире вместо единой, цельной структуры, стало представлять собой набор искр вот этих разбившихся сосудов. И исправление мира может быть описано в категории собирания искр, т.е. соединение всех этих частей в одну, единую систему.
Так, чтоб она и как система являлась сосудом для получения Божественного света и могла его вместить в себя. В рамках этой категории задачей народа Израиля является это склеивание структуры, т.е. соединение искр. Это то, что называется геула, т.е. освобождение мира и функции разных частей еврейского народа и в этом процессе собирания искр, т.е. в этом процессе освобождения мира у разных частей еврейского народа есть и разная задача. И в этом смысле народ Израиля делится на внутреннюю часть и внешнюю часть. Внутренняя часть - это категория Исраэль, категория прямой связи со Всевышним, это категория Лея, а внешняя часть - это категория Яаков, т.е. непрямая связь со Всевышним - это категория - Рахель.
Внутренняя часть связана с неким как бы путем от Всевышнего, т.е. от источника - в нижний мир, а внешняя часть связана с подключением к этим искрам, т.е. внешняя часть - категория Яакова, категория Рахель работает с окружающим миром и в этом смысле она подсоединяется к искрам, находящимся в разных местах этого мира, а внутренняя часть осуществляет связь вот с этим подключением к искрам и самим Всевышним, т.е. прямую связь со Всевышним. Это категория - Лея, категория - Исраэль. Эти искры находятся в любом объекте окружающего мира. Когда я говорю слово объект, я имею ввиду не физический объект, а событийный объект, так сказать. То есть в любом событии, в любом явлении, в любом как физическом объекте, так и в глобальном событии, в любом этом явлении обязательно есть Божественная искра. Раби Нахман из Браслова формулирует это таким образом, что в любом аспекте мира есть Божественный свет, потому что, если бы он там не существовал, то этот объект не мог бы жить.
Само существование объекта зависит только от Божественного света, которое есть вне, т.е. Божественной искры. Потом учто ничто в мире не имеет имманентной силы существования, только Всевышний, поэтому всякий объект поддерживается только за счет того, что Всевышний его держит, т.е. за счет Божественного света в нем находящегося. И точно также нет ни одного объекта, в котором Божественный свет был бы абсолютно открыт. В любом месте, поскольку произошло разбитие сосудов, в любом объекте этот свет спрятан, т.е. он находится в том, что называется "клипа", в оболочке, в скорлупе, и если бы в каком-то объекте света не было бы вообще, то объект бы исчез. И если бы в каком-то объекте не было бы скорлупы вообще, был бы чистый свет, он бы затопил весь мир, исходя из этого объекта.
Поэтому, в любом месте Божественный свет есть и в любом месте он спрятан. Из этого следует, что в каком-то смысле, глобальном, нет никаких вещей абсолютно светлых и абсолютно черных. Что такое: "нет вещей абсолютно светлых". Это значит, что нет никакой вещи, никакого явления, которое было бы абсолютным добром, т.е. абсолютно никакая вешь, даже ни свиток Торы, ни изучение Торы, ни Ишива, ничего-ничего в этом мире не может являться абсолютным добром. Всякую вешь можно использовать на добро и можно использовать на зло. Всякую, самую, самую положительную вещь можно применить ее во зло, именно потому, что Божественного света в ней есть, т.е. оболочка и применение ее во зло, это использование силы этих оболочек.
И точно также нет никакого явления, которое было бы абсолютно, абсолютно черным, потому что оно не могло бы существовать, в нем есть внутренняя сила, которая состоит в этой Божественной искре.
Поэтому всякий объект можно использовать на добро и это и есть освобождение этой силы. Из этого не следует, конечно, что во всяком объекте много добра, есть очень много плохих вещей в мире, но тем не менее отношение к ним должно быть такое, что наша обязанность состоит в вытаскивании искр из каждого объекта. И поэтому еврейский подход к любой катастрофе или к любому событию, которое мы не можем объяснить, почему Бог так допустил, почему Б-г так сделал, состоит в том, что наша задача - необъяснить явление, а вытащить эти искры. И не вытаскивая искру, мы совершаем преступление к самому событию, поэтому (я так понимаю), что подход к катастрофе должен быть следующим: не являться нашей возможностью объяснять ее, и мы не должны судить - она была справедлива, или несправедлива, и как Б-г это допустил, наша задача - той искре, которая в ней находится, не дать погибнуть, т.е. не забыть ее, использовать ее в каком-то смысле, объяснять ее потомкам, учить ее, не дать этому просто так забыть, и так далее и так далее, и в этом безусловно есть гигантская сила. Я сейчас не говорю ничего о том: это хорошо или плохо само по себе, ясно, что лучше было бы, если бы это не было. Но раз уже мир есть таков, каков он есть, наша задача в этом смысле использовать те силы, которые представлены.
Мы не можем решить, было все же справедливо, или нет, потому что это будет в некотором смысле Богохульством, как то, так и другое решение, сказать, что это сделано справедливо, или это сделано несправедливо. И то и другое категорически неправильно, просто недопустимо, но наша задача, не дать этому просто так умереть. И поэтому в любом месте мира есть искры, в одном месте искры больше, в другом месте искры меньше, т.е. они сильнее или слабее.
В одном месте крипот, т.е. этих оболочек, скорлуп больше, в другом месте их меньше. Вопрос в том, что если мы хотим провести процесс, т.е. собирание этих искр, т.е. приведение их в единую систему, которая светит миру, мы должны сделать 2 вещи: одна - это прямое служение, это категория Исраэль, извечная связь со Всевышним, другая - это категория Яаков, т.е. подключение к этим искрам путем воздействия на окружающий мир.
В этом смысле разница между Йосефом и Йегудой в том, что один из них царь внутренний, а другой - царь внешний, т.е. Йегуда является царем системы внутриеврейской, а Йосеф является царем системы внешнееврейской.
Поэтому Йегуда является царем между братьями. Йосеф является царем стоящим между братьями и окружающим миром. Йосеф - это категория разбивать скарлупы, категория доступа к этим искрам, Йегуда это категория внутренней связности этих искр в систему святости. Идем дальше, теперь, в следующей лекции, которая будет про концепцию мысли я расскажу о том, как эта разница между Йосифом и Йегудой воплотилась дальше в историях Танаха, и как это воплотилось в концепции 2-х миссий, существующих в иудаизме.
Мессия - сын Давида и мессия - сын Йосифа, Моше бен Давид, Моше бен Йосеф. Это тема следующей лекции. А сейчас мы рассмотрим историю, как происходили отношения между Йосифом и братьями. Мы видели, что Йосеф претендует на царство, братья ему в этом, отказывают и в некоторый момент братья Йосефа продают. В главе 37, стих 11, после того, как описывается, что Йосеф рассказал братьям свой второй сон, отец растолковал его как то, что он и мать Йосефа и братья должны прийти и поклониться. Отец заведомо дал пример невозможный, потому что мать Йосефа уже умерла к этому времени - Рахель. Написано, что Яаков специально дал расшифровку, которая не может окончательно осуществиться. И написано: "И завидовали ему братья, и отец его заметил это". Комментаторы говорят, что здесь неправильный перевод. Не отец его заметил, то, что они завидовали, можем понять, а то, что отец его запомнил это и отец его сохранил это, т.е. отец отметил, что Йосеф действительно должен быть царем, отец признал, что хотя при всей нелюбви братьев, Йосеф все-таки должен быть царем над евреями.
И дальше отец посылает его к братьям, чтобы посмотреть, как они живут, и написано (стих 14): "И сказал ему Яаков - "Иди, посмотри, здоровы ли братья твои, и цел ли скот и принеси мне ответ". И послал его в долину Хевронскую, и он пришел в Шхем.
Комментарий говорит, что он послал его, и слово "долина" - неправильное, потому что Хеврон стоит на горе, а не в долине. И нет такой долины Хевронской. Комментарий говорит, т.е. из долины Хевронской, надо понимать не как из географической долины, а как из глубин Хеврона. Глубины Хеврона это пещера Махбела, где похоронены Авраам и Ицхак. И комментарий говорит, что то, что он его послал, было во исполнение пророчества данное Аврааму, что должны твои предки быть рабами в земле чужой, их поработят и будут угнетать, и потом они должны выйти, т.е. комментарий говорит, что то, что случилось с Йосифом было необходимо для Божественного провидения для того, чтобы евреи могли потом попасть в Египет, потом выйти из Египта и получить Тору. И тем не менее, несмотря на это, мы должны разобрать конфликт между Йосифом и его братьями не с точки зрения провидения, это и само собой ясно, а с точки зрения как все-таки братья смогли продать Йосифа. 3а что они это сделали? Ну, они его не любили, это понятно, но не настолько, чтобы они могли дойти до того, чтобы его продать. Комментарий, однако, нам сообщает, что братья не просто продали Йосефа, что они его судили, и приговорили его к смертной казни за действительно имеющиеся преступления. А именно, есть закон, что тот, кто посягает на царство Йегуды, тот подлежит смертной казни. И Йосифа судили и спросили: претендует ли он на царство, понимает ли он, что за претендование на царство он заслуживает смертной казни. И однако, Йосеф не отказался от того, что он на это претендует и братья его судили и, как покушающегося на царство, приговорили его к смертной казни.
А потом они решили заменить ему казнь ссылкой в Египет. В чем причина того, что братья так ревниво относились к Йосефу? Ну, допустим, отец любит одного из братьев больше. Неужели это настолько сильно, неужели это посягание на их жизнь, формально - это посягание на царство. Неужели это настолько мешает их жизни, что они должны были его продать или убить или вовсе уничтожить. Почему они не могли с этим мириться?
Вопрос, который перед нами стоит, это вопрос, почему братья продали Йосефа, несмотря на все то, что он на них наговаривал, на самом деле они могли обижаться на отца, почему они сделали такое страшное преступление, как продажа Йосефа.
Опять таки, не пытаясь оправдать братьев, мы должны понять их, потому что братья не действовали просто так, не потому что они были жестокими, не потому, что они были завистливыми просто так. Дело в том, что вся обстановка, вся история семьи Авраама располагала их к тому, что они воспринимали Йосефа, как покушающегося на их жизнь. Потому что в истории дома Авраама постоянно было так, что один из сыновей унаследует все, а остальные сыновья не унаследуют ничего.
Что было с Авраамом? У него был Ицхак и Ишмаэль, и еще дети от Китуры. Поэтому Ицхак унаследовал все наследство Авраама, духовное и землю Израиля, а Ишмаэль и сыновья Кетуры получили подарки и были усланы и были отосланы. То же самое и с Ицхаком. Яаков получил духовное наследство и материальное благословение и духовное благословение, а Эйсав не получил по сути дела ничего из настоящего наследства Ицхака. Он получил материальные предметы, но настоящее наследство - духовное и землю Израиля, - он не получил. И братья опасались, что то же самое будет с сыновьями Яакова, т.е. что формирование еврейского народа еще не закончено и поэтому то, что отец выделяет Йосефа не казалось им так уж безобидным, они боялись того, что отец передаст все свое наследство - духовное и страну Израиль Йосефу, а их он отошлет, и они ничего не получат.
И если бы Йосеф еще был бы склонен к тому, чтобы не выделяться из братьев, хотя отец его выделяет, он считает себя частью целого, они бы с этим смирились, но поскольку Йосеф сам ставил себя над братьями, хотел специально воздействовать на отца путем слухов о братьях, путем рассказов снов, которые якобы ему приснились с тем, чтобы отец передал ему все наследство, а им бы ничего не дал. Исходя из этого они считали, что Йосеф претендует на то, чтобы их убить, потому что лишение их Торы, лишение их наследства в духовном плане, они считали равным смерти. Поэтому они относились к Йосефу не безразлично, а чрезвычайно строго и судили его по максимально возможным нормам своим и осудили его на смерть за то, что он претендует на царство, которое должно принадлежать Йегуде.
Итак, они его продают, Йосеф спускается в Египет, и здесь вопрос в том, за что Йосеф спускается в Египет, т.е. я рассказываю об общем принципе, что хотя, например, вор виноват в том, что он своровал, но зачем, у кого своровали, должен думать, зачем у меня своровали, не рассматривать это как свободную волю вора. Если хотите, чтобы я прочел общую лекцию, то я не могу останавливаться на каждом моменте, взять его отдельно. 3десь в стихе двадцать восьмом написано так: "в 28 стихе 37 главы написано так, что непонятно, кто вытащил Йосефа из ямы." 3десь действительно есть вина братьев в том, что они решали, и непонятно окончательно: братья на самом деле сделали это сами или нет. И в Торе специально оставлено это место так, что можно понять и так и так. 3десь есть параллельность, чтобы немножко пояснить ситуацию. 3ачем ситуация оставлена параллельной? Можно, конечно, без всякого труда выдвинуть пятнадцать вариантов как это могло произойти: могли отойти и подойти и все прочее. Это все не интересно, потому что Тора учит нас не истории, а нас самих, т.е. вы, глядя в Тору, должны понимать сами себя, а не историю, поэтому нам не важно как это произошло, формально, кто отошел. Вы должны понять, что здесь и братья его продали и это произошло помимо воли братьев. Это важно параллельно воспринять это для себя, чтобы осознать мир правильно, а не для того, чтобы узнать, что произошло с Йосифом, в конце концов какое это имеет значение, кто его продал, если это история. В том то и дело, что это не история, а наша собственная жизнь.
Мы ставим вопрос: за что Йосиф был продан? И ответ конечно таков, что он был продан за то, что неправильно использовал данные ему силы. Т.е. у него есть чрезвычайно сильная бьющая через край категория хесед, категория исправления окружающего мира. Эта категория в нем настолько выражена, что говорит братьям не то, что нужно, в результате этого он продается в Египет. 3ачем он продан? Для того, чтобы в Египте продвинуться, чтобы исправить эту категорию хесед, чтобы научиться правильно оценивать окружающую ситуацию и использовать ее по делу. Дальше история Йосефа в Египте, пока он не становится, фактически царем, это все история исправления категории хесед.
Мы имеем Йосефа, в котором эта категория как бы в необработанном виде, как бы глыба такая большая хеседа, из которой должен высечь правельный хесед, т.е. правильный по форме, отсечь неправельный хесед, то есть неправильное вмешательство в мир. И вначале, когда он неправильно это использует, он продается в Египет. Что происходит с ним дальше? Иосиф тут же завоевывает главное положение. Он продан не кому-нибудь, а Потифару, царедворцу фараона, у которого есть большой дом, много работы и Йосиф тут же занимает руководящее положение в этом доме. И дальше мы читаем историю с женой Потифара, из-за которой Йосиф попал в тюрьму, т.е. он опустился еще ниже. Он сначала опускается в Египет, это низ существующих стран, т.е. Израиль самая верхняя страна, а Египет самая нижняя страна, и в этом Египте он потом опускается в яму. Почему он опускается в яму? В стихе шестом главы 39 мы читаем о том, что Йосиф получил все, что было в доме Потифара, и Потифар оставил все, что было в руках Йосифа, не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел, а Йосиф был красив станом и красив видом. И случилось после этих происшествий: жена его господина возвела взоры свои на Йосефа.
Итак, таким образом описание Йосефа здесь, то, что он был красив, красив. Вспомним, что это описание Рахели, это та же самая концепция. И мы также читаем в комментариях на начало этой главы, там, где описывается как вел себя Йосиф. Он был молод, если помните, он был отроком (то, что мы читали). Комментарий пишет: "Он завивал волосы, подкрашивал глаза и хотел выглядеть очень красиво и раскошно".
Почему Йосеф завивал волосы и следил за своим видом? Он следил за этим еще в доме Яакова. И там это описано как его молодость, т.е. как бы не соответствие своим силам, т.е. слишком много сил , он еще не может с ними справиться. Йосиф это делал потпму, что он считал себя царем, и царю следует выглядеть раскошно. Царство обязано представляться человеку не просто какой-то властью, но обязательно роскошью, обязательно силой, обязательно могуществом, обязательно красотой.
Что происходит с Йосифом, когда он попадает в дом Потифара? Он опять начинает так себя вести, поскольку он опять ощущает себя царем. Мидраш говорит: "Его отец в это время горевал о его смерти, а он здесь занимался завивкой волос. 3а это жена Потифара подняла на него глаза, и он спустился в яму. Что мы видим в этом мидраше? Почему Йосеф спустился в яму? Потому что главная ошибка Йосефа - это желание выполнять свои функции раньше времени, когда он должен это делать, т.е. желание стать царем раньше, чем это царство сформировалось. Почему он завивает волосы в доме отца? Потому что он считает себя царем. И он ощущает, что у него сны такие снятся, на самом деле время быть царем еще не пришло. Да, в нем есть категория царства, он должен быть царем, но он должен быть царем в свое время. Йосиф хочет это сделать слишком рано, за это он понижается, вместо того, чтобы повыситься, он понижается в Египет. В Египте он ощущает свою потенцию быть царем, он завивает волосы и опять спускается ниже, т.е. все это формирование его категории "хесед", его не совсем правильной оценки окружающего мира, из-за которой он опускается, опускается и опускается, пока он не дойдет до уровня самого низкого и не исправится.
После того как он исправляется он немедленно вылетает на самый верхний уровень. Т.е. его восхождение связано только с его духовным продвижением, с истока категории, с которой ответственен, формируется он немедленно, с самого низа перелетает на самый верх Египта.
Из темницы, с государственного преступника, он перелетает на заместителя царя, потому что все его продвижение связано только с тем, что нужно доформировать свои духовные категории. И хронология его такова: ему было семнадцать лет, когда он был продан в рабство, ему было восемьнадцать лет, когда его посадили в тюрьму, ему было тридцать лет, когда он из нее вышел. Он в тюрьме сидел 12 лет. Гораздо больше, чем то, что описано, что он был дома у Яакова, в тюрьме как-бы описывается коротко, на самом деле это было максимальное время. И там написано: "И было по прошествии нескольких дней", но комментарий сообщает как-бы из хронологии, видно, что прошло десять леи к этому времени.
Таким образом, опустившись на самый низ, Йосиф формирует правильно свою категорию "хесед", умеет правильно оценить ситуацию и благодаря своему влиянию через то, что подвернулся случай, который Всевышний ему дал, поднимается наверх, потому что время пришло. Когда пришло время использовать его силы, он поднимается наверх и занимает пост вице-царя Египта.
В Йосифе как-бы параллельно есть две вещи, две противоположные вещи, которые в нем сочетаются, сочетания которых необходимо для правильного управления миром. Если мы попросим описать образ человека, который умеет правильно обращаться с окружающим миром, что является категорией Йосефа, то мы опишем человека, который должен быть прагматичен, который должен быть рассудочен, которым должны руководить расчет и никак не эмоции, который должен правильно оценивать все тонкости и так далее. Все это есть в Йосефе.
И вместе с тем в нем есть категория, которая совершенно необходима для еврейского воплощения этих черт и эта категрия называется "бааль ха халамот", т.е. сновидец. У Йосефа кроме прагматических сторон личности есть еще сторона того, что он как бы реализует свои сны. То есть параллельно, самых что ни есть, практичискими категориями, есть самая мистическая категория. Вот эта добавка к мистической категории, то что "бааль халамот", то, что он видит сны, то, что он понимает сны, совершенно необходимы, чтобы он мог правильно выполнить категорию "хесед", то есть категорию правильной оценки окружающего мира. Потому что еврейская правильная оценка окружающего мира никак не может быть построена на просто анализе фактов, на просто расчете окружающего мира. Обязательно должен присутствовать аспект реализации снов. После того, как Йосеф поднимается на вершину лестницы, проходит некоторое время и разражается голод, о котором Йосеф заранее знает, и Йосеф заранее готовится к этому голоду, он собиирает зерно, как мы читаем в Торе, и устанавливает систему его раздачи.
Мидраш сообщает нам, что Йосеф заранее знал, что братья должны прийти и заранее к этому подготовился. Он издал законы, согласно которым человек не мог получить много зерна. Мог получить зерно только свободный человек, но не раб, человек мог получить только столько зерна, сколько мог увезти его мул. Имя каждого человека записывалось и так далее и так далее. И он поставил своего сына, Менаше, своего первенца начальником над всем этим распределением. То есть Йосеф обеспечил систему такой, чтобы братья, когда они придут за зерном обязательно должны были попасть к нему, чтобы не могли мимо него пройти. После чего он ловит своих братьев, и мы читаем потрясающую историю о том, как Йосеф арестовывает одного из своих братьев, отсылает остальных обратно, чтобы они привели Биньямина, и что это тяжело для отца. Эта история нам совершенно непонятна, зачем Йосеф издевается над братьями, чего он хочет этим добиться.
В главе 42, стих пятый читаем: "И пришли сыны Израилевы покупать вместе с другими пришедшими, и был голод в земле Ханаанской, а Йосеф был начальником над землей, и он продает хлеб народу всей страны. И пришли братья Йосефа и поклонились ему лицом до земли. И увидел Йосеф братьев своих, и узнал их и притворился перед ними чужим и сурово им сказал: "Откуда вы пришли?" Они сказали: "Из земли Хананской, чтобы купить пищи." Йосеф узнал братьев своих, но они его не узнали. И вспомнил Йосеф сны, которые снились ему, и сказал им, из какой земли вы пришли. Какое значение имеют здесь сны Йосефа? Хочет ли он просто реализовать свои сны? Т.е. для того ли он делает, чтобы поиздеваться над ними, и доказать им, что вот они думали, что это не реализуется, а он это сделал. В чем смысл того, что он изгоняет братьев, здесь видно, что они пришли к Йосефу, ясно, что Йосеф не мог лично принимать всех просителей, которые приходили со всего света. Следовательно, он сказал их имена, он их собрал и сделал так, что они пришли к нему. Когда написано: "И Йосеф узнал своих братьев, а они его не узнали" здесь тавталогия, здесь повторено несколько раз. И комментарий говорит, что Йосеф остался для них братом, хотя они не были по отношению к нему братьями. Комментарий нам сообщает, что Йосеф это делал все, исключительно для пользы своих братьев и ни в коем случае не желая им навредить. Все, что Йосеф делал было для него очень тяжело, но он считал необходимым это сделать и поскольку в нем уже была сформирована категория "хесед", т.е. было сформировано ощущение как правильно исправлять мир он знал, что нужно сделать с братьями, чтобы их исправить. В чем причина того, что он заставляет братьев все это делать? Причина в том, чтобы для того чтобы еврейский народ мог опять стать единым народом, чтобы Йосеф мог соедениться со своими братьями, ему недостаточно просто их простить. Если он их простит, то тот грех, когда они его продали, никак не может загладиться сам по себе. Он должен их обязательно очистить, кроме того, что он их может лично простить, он должен довести их самих до очищения. И поэтому Йосеф делает с братьями все, чтобы привести их самих к тому процессу, которое называется "тшува". И здесь мы встречаем это очень важное еврейское слово - "тшува", которое в этой истории просто все разобрано, вся эта история о том, как происходит "тшува".
Тшува, которая дословно означает - "возвращение", Это термин для исправления грехов, которые с человеком произошли. Человек что-то сделал, а для того, чтобы вернуться, чтобы исправиться, он должен пройти процедуру, которая называется "тшува".
Тшува состоит из нескольких вещей, тшува состоит во-первых: из признания того, что человек что-то сделал неправильно, это первое, и человек должен признать, что был неправ. Второй уровень тшувы: человек должен почувствовать, что он был неправ. Тшува должна пройти не только через его мозг, но и через его сердце. Третья вешь: он должен пытаться загладить результаты своего поступка, т.е. исправить все, что можно поправить - ущерб и так далее и так далее. Сделать все, что в окрестной жизни он может сделать ради этой тшувы. Четвертый уровень: он должен никогда так больше не делать. То есть попав в аналогичную ситуацию, он должен так не сделать. Поэтому тшува может быть считаться полной и окончательно исправленной не тогда, когда человек признал, что он неправ, а когда человек в такой же ситуации так себя не повел. Поэтому, если бы Йосеф открылся братьям и сообщил им, что он Йосеф, то допустим, они были бы удивлены, они бы может быть согласились, что они неправильно сделали, что они его продали, но они бы никогда не очистились по-настоящему, потому что они не могли бы попасть в ту же самую ситуацию продажи своего брата. Поэтому Йосеф должен был последовательно довести их до этих уровней тшувы. Если бы он им открылся, то он бы потерял заложенную искру, заложенную в том, что они его продали. Вот это вот, действие отрицательное, то, что они его продали на самом деле имело себе свою силу. Если бы он просто им открылся, он бы исправил некоторые последствия этой продажи, но он бы никогда не вытащил ту искру, которая там лежала.
И поскольку Йосеф, был Йосеф, т.е. категория, которая умеет разбивать скарлупу и доставать искры, то он поставил братьев в ситуацию, когда они могли совершить тот же грех, но его не совершили.
И это продажа Бинеамина. Т.е. Йосиф должен был последовательно их довести сначала, чтобы они признали, что они неправильно сделали, потом, чтобы они раскаялись эмоционально, потом, чтобы они хотели это исправить и пошли бы его искать. И, наконец, последнее, чтобы они попали в ситуацию, когда они опять могут продать одного из братьев и этого не сделали. Только пройдя через все эти уровни, они по-настоящему исправились бы, и тогда он мог бы им открыться и с ними соединиться с тем, чтобы дом Яакова опять был собранным, а не разобщенным.
И вся история, которую Йосеф проводит с братьями - это совершенно виртуозная операция по этой тшуве с тем, что он их последовательно приводит к ситуации, когда они все больше и больше сами понимают, ни тогда, когда он им объясняет, потому что, если он им объяснит, то это останется на поверхностном уровне и уже никогда не пройдет через сердце, через правление и неделание этого снова. И с этим связана вся эта история. И поэтому, то, что Йосеф видит сны свои, то, что он их вспоминает, причина здесь не в том, что он хочет их реализовать, а в том, что эти сны напоминают ему, как нужно правильно делать, то есть сны ему подсказывают, как бы он воспринимает здесь свои сны, как не просто пророческие сны для того, чтобы быть царем, как сны, которые учат его, как ему нужно поступить. И это называется "бааль ха халамот".
"Бааль ха халамот" означает "сновидец", вот это сновидец идет. Человек который обладает снами, который властен над снами. Поэтому Йосеф эти свои сны может использовать для того, чтобы правильно сделать свою категорию "хесед". Чтобы правильно поправить окружающий мир, ему нужно не просто формальное знание, не просто умение или расчет фактов, ему нужны свои сны, которые он воплощает в действительность. И мы читаем об этом последовательно. Я может быть сейчас не приведу все стихи, которые последовательно покажут эволюцию братьев, но сначала Йосеф оставляет у себя Реувена.
3ачем он оставляет у себя Реувена? Реувен и Шимон были главными зачинщиками продажи, ну и сначала убийства Йосефа. Как сказано: "И сказал один из них другому" - вначале, когда мы читаем про самопродажу Йосефа, то комментарий говорит - один другому - это Реувен Шимону. (Не Реувен, а Шимон и Леви, прошу прощения). Шимон и Леви были самыми воинственными братьями, они представляли собой гремучую смесь, т.е. один из них так сильно влиял на другого, что они немедленно взрывались, поэтому они пошли и уничтожили город Шхем (в свое время). И захотели убить Йосефа и также подговорили всех остальных братьев. Но для того, чтобы братья могли исправиться, Йосеф прежде всего отделяет Шимона от Леви. (Наказание их то, что они оба рассеяны в Израиле). Ни Шимон, ни Леви не имеют своей четкой границы: Леви имеет только отдельные города, поэтому левиты не имеют своей области, а Шимониты, хотя имеют свои некоторые области, но на самом деле они ходили все время из города в город и всюду занимались преподаванием Торы. У них у каждого положительная категория, они действительно и тот и другой свою положительную силу, но в слишком больших концентрациях, в соединении одного с другим они становятся разрушительной силой, поэтому, и наконец в том, что они рассеяны. Леви получил Храм, еще даже больше, чем Шимон, тем не менее они оба рассеяны. Поэтому, для того, чтобы братья могли исправиться, Йосеф, прежде всего отделяет Шимона от Леви. Кроме того, Шимон в духовном смысле более виноват, чем остальные братья, в его продаже, поэтому должен был, для того, чтобы исправиться, чтобы очиститься, выдержать больше наказания, в частности, посидеть в тюрьме, в некотором смысле, пока братья ходили за Бинъамином. Он никак его не притеснял, но он лишил его свободы. И дальше, Йосеф подкладывает им серебро, которое они ему заплатили.
3ачем он это делает? Мы даже читаем, уже когда он говорит им о том, что они должны оставить, написано, стих 20-й в 42 главе: "И говорили они друг другу: "Брата вашего, меньшего, приведите ко мне" что вы не умрете." И говорили они друг другу: "Точно мы виноваты из-за брата нашего (в смысле Йосефа), потому что мы видели страдание души его, когда он умолял нас. Но мы не послушали, за то и нашло на нас это горе". И ответил им Реувен, говоря: "Ведь я говорил вам, не грешите против мальчика, а вы не послушались, вот кровь его и взыскивается". И они не знали, что Йосеф понимает все, и между ними был переводчик. И он отвернулся от них и заплакал.
Т.е. Йосифу все это тяжело перенести, однако он понимает, что он обязан это сделать, и если он проявит жалость к братьям и не сделает всего этого и хотя здесь сейчас будет легче, то потом он не сможет исправить их по настоящему. Поэтому, первый уровень достигнут, т. е. братья признают, что они сделали неправильно. Следующий уровень достигнут с помощью подкладывания им серебра. Стих 27 в той же главе: "И открыл один мешок свой". Написано, "один - это Леви", потому что один другому, это Леви и Шимон, "чтобы дать мешок своему отцу и увидел серебро свое, в отверстие сумы его, и сказал он братьям: "Возвращено серебро мое, и вот оно в суме моей." И обмерло сердце у них, и они с трепетом друг другу говорили: "Что это Б-г сделал с нами?" И здесь они почувствовали и осознали насколько страшно их положение, поскольку они уже поняли, что все это совершается из-за того, что они продали Йосефа, а ситуация такая, что они не могут вернуться за хлебом. А хлеба помногу Йосеф не продавал, специально, чтобы они вернулись опять, и поэтому ясно было, что они должны будут вернуться снова через некоторое время, и они уже не могут вернуться.
И потом, я не буду все стихи проходить, они поняли, что сделали неправильно, потом, когда они пошли в Египет, то они обещали отцу постараться найти Йосефа, что вдруг он не пропал, вдруг он жив, и они при этом прошли три стадии своего раскаяния, т.е. у них раскаяние прошло интелектуальное, эмоциональное и желание исправить.
И дальше ситуация была только в том, чтобы поставить их в ситуацию, когда они могут продать своего брата и не продают. Поэтому Йосеф пытается имитировать с Бенъамином ситуацию, которая была с самим Йосефом. Во-первых Бенъамин сын Рахили, этим он отделен от всех остальных братьев. Он сын любимой жены Яакова. Он младший сын, его Яаков особенно любит конечно, т.е. есть определенная параллель между ним и Йосефом, конечно. И дальше написано, что Йосеф посадил Бенъамина во главе стола (стих 34), и подносили им доли от лица его, и доля Бенъамина была в пять раз больше доли их, т.е. он посадил его рядом с собой и особенно его выделял. И они ели и пили и пировали и дальше они все уходят, и дал он им каждому, и дал он каждому подарки отличные, и Бениамину он дал больше, и он всячески выделял, что Бениамин самый лучший и самый важный из них. Как отец в свое время выделял Йосифа мз братьев, так и Йосеф пытался выделить Бинеамина. Потом он подложил ему кубок, всех арестовали, и привели обратно к Йосефу. И Йосеф им сказал так: "Этот человек, Бинеамин, он виноват передо мной, он своровал кубок, поэтому его я беру к себе в рабство, а вы можете идти". Поставил в ситуацию, когда они могли опять продать своего брата, причем ситуация была легче, конечно, Бинъамин не как Йосиф. Йосеф в свое время отцу жаловался на них, а Бинъамин как бы ничем не виноват. Но здесь, что они и сами должны что-то делать, они должны его не стараться вытаскивать. И с тем, что братья признали, что они это делать не будут, и написано дальше: "и подошел Иегуда к нему (в следующей странице мы читаем). Иегуда с ним не согласился, и все братья сказали, что они скорее сами остаются сами рабами, но не продадут Бенъамина, этим они как-бы раскаялись в том, что продажа брата и поэтому, Йосеф мог им открыться, завершилось их раскаяние, завершилось их очищение, и дом Яакова мог стать опять цельной еденицей.
Такова в простом понимании эта история, история очищения братьев от продажи Йосефа.
Итак, мы видим, что Йосеф, казалось бы, провел с братьями все ступеньки раскаяния, для того, чтобы их очистить. И вообще, в еврейской системе считается, что человек обладает властью над прошлым, то есть, то, что было, те грехи, которые были они ужасны, прежде всего тем, что они влияют на будующее. Человек может, совершенно снять их влияние. Он может по-настоящему исправить прошлое, которое было совершено путем окончательно проведенного раскаяния, человек прошел все стадии до конца, до конца и раскаялся, он как бы исправляет то прошлое, то нарушение, которое было раньше. И Йосеф, как бы очищает своих братьев, он может стать с ними единым и здесь возникает очень важный вопрос: прошло ли это исправление до конца на самом деле? То есть, все ли Йосеф исправил, или он исправил не все? 3десь мы читаем совершенно потрясающий стих, где написано в первом стихе сорок пятой главы, здесь мы читаем: "и не мог Йосеф удержаться при всех стоящих возле него". Отсюда видно, что Йосеф исправление до конца не довел, то есть Йосеф не мог удержаться, до этого написано каждый раз, что он хотел плакать, он уходил в другую комнату и плакал и возвращался и вел свою линию. Хотя это было ему чрезвычайно тяжело.
Наступил момент, когда он не смог удержаться, и не смог сделать так, как было бы правильно. И после этого мы читаем такое место, итак, этот потрясающий стих четырнадцатый, в сорок пятой главе написано: "И пал он на шею Бинъамину, брату своему и плакал, и Бинъамин плакал на его шее." 3десь написано следующее: "И плакал он на шее Бинъамина, и Бинъамин плакал на его шеях (во множественном числе).
Комментарий такой: О чем они плакали? Раши пишет: "Они плакали о разрушении Храма". Бинъамин плакал о разрушении Храма в уделе Йосефа, а Йосеф плакал о разрушении двух Храмов в уделе Биньямина. Нормальная ассоциация в иудаизме, то есть они плакали о том, что Храм будет разрушен. Этот комментарий в Раши вызывает полное удивление. Почему они могли плакать, о том, что Храм будет разрушен, у них не было более прямой причины плакать? Было Три Храма. Было два Храма в Иерусалиме, это в уделе Бинеамина, а один Храм был в Стине Шива, Шива - это севернее Иерусалима, в уделе Эфраима, то есть сына Йосева. Таким образом два Храма были в уделе Бинеамина, и один Храм в уделе Йосефа. Они плакали о разрушении этих Храмов. В чем причина того, что они плакали? Почему был разрушен Храм? Ответ такой: Храм был разрушен, потому, что отношения между Йосефом и Иегудой не были окончательно согласованы. То есть, царство Иегуды - это южное царство, то, что называется потом, а Йосиф, т.е. Эфраим - это северное царство. Разделение царства после смерти царя Соломона на южное и северное, символизирует опять таки конфликт между Йегудой и Йосефом. То есть Йосеф - это север, а Иегуда - это юг. Также Стине Шива была разрушена из-за недостаточной координации между коленами. И с этим связан стих первой этой главы, что не мог Йосеф удержаться при всех стоящих перед ним. Он чего-то недоделал, и вот того, что он недоделал и было то, что привело к развалу Храма.
Как бы на простом уровне он все исправил. Он привел братьев к тшуве, они смогли стать единой семьей, он мог с братьями жить в мире, но что-то было такое, что он окончательно не довел до исправления, и это что-то было причиной того, что Храм был разрушен.
Что же он до исправления не довел? Мы читаем, что братья исправились и раскаялись и хотели исправить тот параметр, что они поступили слишком жестоко, то есть, в чем братья раскаялись? То есть в чем братья раскаялись? "Мы видели слезы брата нашего из ямы, и мы его не спасли. Мы его продали. Мы его не пожалели. Вот этот параметр они искупили. Но был еще совсем другой параметр, параметр того, что они не признали его царем. И вот этот параметр они ни коем образом не искупили, не исправились, это уже было поздно, он не выдержал это исправить, когда он им это сообщил, это было уже поздно исправлять. И, поэтому потрясающий совершенно мидраш сообщает нам, что когда Йосеф им открылся, то первое, что хотели сделать братья - это его убить. То есть, увидев, что он реализовался как царь, они были настолько потрясены реализацией его сна, что хотели его немедленно уничтожить. И только, когда они оправились от шока, они стали опять понимать ситуацию, что он их спасает и так далее, и первое их исходное желание, когда они увидели реализацию его параметра - царь, было его уничтожение.
То есть при том, что они винили себя за жестокость за все небратское отношение к Йосефу, при том, что братья обвиняли себя в небратском отношении к Йосефу, они не раскаялись в том, что они должны считать его царем. И этот параметр остался неисправленным и поэтому Иегуда не признал царство Йосефа. Что такое царство Йосефа, и чего Иегуда не признал? Этот вопрос оставляется на следующую лекцию.
Продолжение