МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Иосиф. Лекция 6

Итак, мы кончили предыдущую лекцию на том, что когда Йосиф открылся своим братьям, то он открылся не потому, что его план был доведен до конца, а потому, что он не выдержал того уровня напряженности, который возник в отношениях его с братьями. И он понимал, что работу до конца не довел и он понимал, что из-за того, что он не успел окончательно очистить братьев, окончательно исправить братьев, из-за этого Храм будет разрушен и из-за этого отношения между

Йосифом и братьями в своей полноте не восстановлены.

Я объяснял, что тот аспект, который Йосиф не доделал состоял в том, что братья не признали его царем и это он не смог исправить. Вопрос о том, что бы он смог сделать дальше для того, чтобы исправить, конечно открытый и точно мы этого не знаем, но, мне кажется намек этого может дать второй сон Йосефа. Ведь Йосеф, когда они к нему пришли, вспомнил свои сны, после чего он организовал реализацию первого сна. Чтобы все братья... Вот он говорит: "Мы вяжем в поле снопы и ваши снопы поклонились моему". Он добился того, что все братья пришли и поклонились. А был второй сон, второй сон состоял в том, что солнце, луна и звезды пришли и ему поклонились, и этого не произошло. Он не смог сделать так, чтобы отец к нему пришел, может быть, например, он должен был потребовать, чтобы еще отец к нему пришел и вся семья и все поклонились, и тогда, может быть, отец признал бы в нем царя, допустим, я просто придумываю сейчас на ходу, допустим, тогда братья признали бы в нем царя. Может быть и так, не знаю, но по крайной мере это он до конца не довел, сил у него не хватило.

Теперь, то, что братья не признали, то есть царство Йосефа, в чем оно выражается, в чем оно выражалось исторически. Мы сейчас пытаемся посмотреть в Танахе, где у нас есть царство Йосифа и понять, как это может реализовываться в настоящем времени. Я объяснял, что Йосиф является внешне еврейским царем, то есть это еврейский царь, который может справиться с окружающей обстановкой, со светской и материально-экономической обстановкой. В частности, конечно, первое царство Йосефа, это царство самого Йосефа в Египте. Где мы видим дальше потомков Йосефа, которые царствуют? Следующим царем из колена Йосефа, типа Йосефа, является Йеhошуа-бен-Нун, под его руководством евреи входят в землю Израиля и ее завоевывают. 3десь совершенно четко видно, что такое завоевание страны, это подготовка к дальнейшему духовному продвижению в стране. Следовательно Йеhошуа проявляет собой типичного царя типа Йосефа, он строит там экономическую, военную окружающую жизнь так, чтоб в дальнейшем было духовное продвижение. Сам он не занимается этим духовным продвижением в каком-то смысле, хотя, конечно, он цементирует народ, его влияние очень сильно, он ученик Моше, безусловно, но его роль в том, чтобы завоевать.

Следующим царем, является царь Шауль, хотя Шауль не был потомком Йосефа, а был потомком Бенъамина, из колена Бенъамина, он тоже относится к той же самой категории, что и Йосеф.

Что такое царь Шауль? Шауль возникает в тот момент, когда евреи попросили царя. В этом месте мы видим некоторую коллизию с тем, что евреи просят царя, а Шмуэль, то есть Самуил, духовный руководитель еврейского народа, выступает против того, чтобы они поставили царя. Хотя в Торе прямо указано, что царя поставить необходимо. То есть мы все видим, хотя по Торе надо поставить царя пророк Самуил ставить царя не хочет, то есть по мнению Самуила евреи еще не дошли до того уровня, когда у них должен быть настоящий царь. Царь нужен евреям не для продвижения материального, а для продвижения духовного. Поскольку евреи еще не готовы для того, чтобы поставить царя, они требуют его поставить, то царем становится человек из калена Бенъамина, то есть тоже из категории бен Йосеф. (сын Йосефа). Он является подготовительным царем для царя Давида, то есть подготовительную работу, которую должен делать царь, он делает. А потом это царство должно перейти к Давиду для духовного продвижения. И хотя про Шауля известно, написано, что он был на голову выше всех остальных. Ясно, что это было не только в физическом, но и в духовном смысле. И тем не менее он не выдержал царства, он ошибся и из-за этого он погиб и его царство развалилось. И все перешло к Давиду. Он ошибся в том, что когда ему сказали уничтожить амалекитян, он решил быть слишком милосердным и их не уничтожил и за это его царство развалилось. Мы опять видим такую конструкцию, сначала воздействие Йосеф, а потом воздействие Йегуда, то есть сначала внешний еврейский царь, потом внутренний еврейский царь. Сначала внешний еврейский царь строит ситуацию, потом внутренний еврейский царь внутреннего духовного продвижения. На этом мы кончаем более или менее рассмотрение исторического плана и переходим к планам современности. Чтобы проанализировать план современности мы начнем с несколько другого момента, который опять таки упирается в то, что мы начнем с понятия искр и поколения пустыни, то есть поколения не высших из Египта.

То, что я буду сейчас рассказывать это то, что как я понимаю философию рава Кука, то, что называется сегодня религиозный сионизм. Религиозный сионизм, это отнюдь не соединение религии и сионизма. Это неправильно. Если человек религиозный, а при этом , еще и сионист, из этого совершенно не следует, что это религиозный сионист. Религиозный сионист - это совершенно специфическая теория, совершенно специфический подход к миру, который был разработан рабом Авраамом, Ицхако и кагеном Куком. Рав Кук родился где-то в последних десятилетиях прошлого века а Литве, на границе между Литвой и Украиной, потом он переехал в Израиль. Итак, он с одной стороны получил образование в местах не очень серьезное, то есть не хасидское, а с другой стороны, он очень близко общался с хасидизмом, в частности изучал Каббалу очень серьезно и был с моей точки зрения, одним из самых серьезных каббалистов нового времени. То есть с человеком, который смог свое понимание каббалы как-то применить к совершенно окружающей жизни, практически, то есть мы здесь видим теорию, которая является сегодня политической, экономической, общедуховной теорией совершенно базирующаяся на каббале. При этом эта теория прямо последователями теории являются не меньше, чем десять, пятнадцать процентов населения Израиля. Чрезвычайно гигантское количество народа. При этом, если подумать, что эта теория вся основана на каббале, то каббалы в наше время... Рав Кук стал главным раввином Израиля, первым и умер в 1935 году, и разработал совершенно особый подход к проблемам, которые были в это время.

Какие проблемы стояли перед равом Куком и какие он должен был решать? Главная проблема образования государства состояла в следующем: могут ли евреи религиозные сотрудничать с евреями нерелигиозными. Этот вопрос отнюдь не прост, как вам кажется. Нет никакого сомнения, что евреи религиозные могут сотрудничать с евреями нерелигиозными. Вопрос состоит в том, может ли еврей религиозный общаться и сотрудничать с евреем антирелигиозным. Который не просто антирелигиозный, но и учился даже в иешиве, в этом вырос и от этого затем отказался.

Надо сказать, что во все века к таким людям просто применялся херем, то есть если человек эпикорус то, что называется, то есть он учился в иешиве, он все знает, потом он от этого отказывается, то с ним общаться нельзя. Когда было построение государства Израиля вопрос встал чрезвычайно остро. Могут ли религиозные люди общаться с антирелигиозными. Абсолютное большинство религиозных евреев считало, что они вместе с ними это делать не могут.

Что может быть и нужно строить это государство, это надо сделать отдельно от антирелигиозных. Рав Кук занял совершенно другую позицию и он смог победить, то есть он смог добиться того, что на его позицию стало очень много людей, почти вся религиозная группа, которая принимала участие в построении государства стала на его позицию.

3десь было два вопроса: во-первых, как относиться к тем людям, как их расценить, этих людей, которые нерелигиозные; и во-вторых пытаться ли построить государство, которое будет заведомо нерелигиозным. Даже в каком-то смысле антирелигиозным, что тогда казалось безусловным, то есть, можно ли принимать участие в построении государства, которое, как было понятно, многих евреев отвлечет от Торы.

Пусть вам не кажется, что этот вопрос стоит очень просто, ну что ж с того, что евреи нерелигиозные, вместе с ними построим государство. Что же в этом плохого! На самом деле было ясно, что государство Израиль, так как оно будет построено, многих евреев отвлечет от Торы. вместо того, чтобы заниматься Торой, мало того, что они будут заниматься государством, но многие просто перестанут быть религиозными. Попадая в нерелигиозную, в антирелигиозную среду, они очень быстро воспитаются антирелигиозыми. Это было понятно, поэтому фактически они строили систему, которая евреев, какую-то часть, сделает нерелигиозными. Можно ли было в этом соучаствовать, вопрос этот очень острый. Сегодня государство уже построено, как бы все это уже в прошлом, поэтому вопрос уже состоит постфактум, исторически, признать или не признать. И поэтому сегодня уже очень многие признают государство, даже все, которые не стали бы принимать участие в его построении. Но когда был вопрос о его строительстве это было не так просто. Действительно, были эпохи, когда люди, попадая в армию например, перестали соблюдать Тору. Очень часто. Человек из религиозной семьи, который мало общался с нерелигиозными, попадая в нерилигиозную, молодежную среду в армию, он в гигантском числе случаев, к сожалению, терял Тору и переставал соблюдать.

Школы были построены, в основном, нерелигиозные. Скажем, евреи из восточных общин, которые приезжали, там из Морокко, из разных стран, они в большой массе попадали в нерелигиозные школы, они переставали соблюдать Тору, у них был полный развал морали, хотя и были среди евреев.

Поэтому сегодня плоды этой морали можно пожинать в виду того, что гигантское число преступлений, мелких мошеничеств, всего чего угодно, совершается выходцами из этих восточных общин, потому, что ашкеназские евреи виноваты в этом, потому что они их запихивали специально в нерелигиозные школы, хотели сделать их по своему образу и подобию, и ашкеназские евреи, построившие государство, несут ответственность, за то, что большая масса ашкеназских евреев перестала быть религиозными.

Вопрос: Ответ: Разница в том, что у ашкеназских евреев это произошло постепенно, поэтому у них место морали заняла европейская система ценностей, которая их вообщем-то как-то придерживает, от того, чтобы они не так валились, даже нерелигиозные. А у сефардской семьи вся система морали была построена на Торе, как собственно и положено, когда они этого лишились, у них выбили почву из под ног. Они сказали: "Ну, хорошо, Б-га нет, тогда можно все делать, почему нельзя воровать, если Б-га нет, ты мне объяснил, что Б-га нет, хорошо, теперь я пойду воровать. Ну, хорошо, это близко к советскому, но вообще это очень правильно на самом деле, то есть ашкеназские евреи хотели сделать сефардских, превратить в таких же как они, вместо этого получилось совершенно не то. На самом деле это возникало потому, что ашкеназские евреи совершенно не понимали культуры сефардских евреев. И высокомерно считали, что европейская культура самая высшая и лучшая, делали совершенно гигантские ошибки.

Итак, теперь, как рав Кук отнесся к этим людям, которые были нерелигиозными? Рассказывают некоторую историю про него, которую опять таки его последователи и его противники рассказывают по-разному. И я думаю, что его последователи гораздо правильнее ее рассказывают. Когда к раву Куку пришли и спросили: "Можно ли с этими нерелигиозными евреями общаться, ведь они не кладут тфилин". На что он ответил: "3а то они кладут камни для строительства государства Израиль". Это совершенно шокирующий ответ, который противники его пересказывают в таком виде: "Неважно, что они не кладут тфилин, важно, что они кладут камни для строительства государства Израиль". Это, конечно, неправильно, потому что Кук не считает, что неважно, что они не кладут тфилин. Важно и то и другое. Тем не менее он считал, что категория этих людей, которые строили государство, именно такова. Он считал, что это поколение пустыни, которое пришло отрабатывать единственный грех, который у них остался. Люди, которые жили в пустыне, их души, выполняли там все заповеди, они все пунктуально соблюдали, была только одна страшная заповедь, то есть одно страшное нарушение, которое они сделали: "Они не хотели пойти в землю Израиля". Поэтому, их души должны были доработать эту одну заповедь. Поэтому, они пришли и стали строить государство.

Они ничего другого не делали. Это вообще, конечно, вопрос очень спорный, можно ли так считать, надо ли так к человеку относиться и так далее и так далее, все это вопрос чрезвычайно запутанный, и, конечно, не в коем случае его нельзя взять за основу галахи, то есть закона. Нельзя сказать, наверно это та душа, которая все остальное уже исполнила, и это ей выполнять не обязательно. Галаха не такова. И тем не менее, на основе другого философского подхода он смог найти с ними общий язык.

Теперь, самое же важное, почему он смог найти с ними общий язык, это концепция Моше бен Йосеф. Концепция эта такова: как и всегда перед царством Йегуды должно идти царство Йосефа, так и перед мессианским царством Йегуды, то есть перед категорией Моше бен Давида, должна идти категория Моше бен Йосеф. И если Моше бен Давид должен привести евреев к духовному продвижению и сделать их примером для народов, реализовать тот потенциал, который был заложен в евреях, то Моше бен Йосеф должен был подготовить для этого обстановку. Что такое подготовить обстановку? Мы понимаем, что категория Йосефа - это разбивание скарлупы. Посколько искры, которые рассеяны по миру находятся в оболочках, то для того, чтобы к этим искрам подключиться и сделать систему и их вытащить из меры, то есть их организовать, опять в сосуд Божественного света, что должен сделать Йегуда, предварительно нужно разбить оболочку. Чтобы добраться до этих искр, для этого нужен Моше бен Йосеф, то есть категория Йосефа, который сможет это сделать, который сможет эту оболочку разбить.

Дальше, вот категория Моше бен Йосефа должна разбить скарлупу, то есть подготовить условия для воздействия Моше хабен Давида. И поскольку мы знаем, что в каждом объекте есть Божественная искра, следовательно, одна из функций Моше хабен Йосефа - он должен подготовить возможность религиозному еврею заниматься любой областью в мире. То есть, если еврею невозможно заниматься той нормальной областью, где есть Божественная искра, то он не может выполнить категорию Моше бен Давид. Это вся общность, он не может подключиться к искрам, если он не имеет к ним доступа. Поэтому Моше хабен Йосеф должен обеспечить религиозным евреям возможность заниматься любой областью жизни.

Есть искра в математике, в армии , в управлении ?государством, в экономике, в том, чтобы править, в том, чтобы строить политику, в любой области, безусловно есть Божественная искра. И чем область сильнее и чем больше в ней напряженность сил в этой области, тем больше на самом деле искра в ней заключенная, только надо уметь вытащить, а это очень непросто. И ясно, чем более напряженность, тем более непросто эту искру вытащить по-настоящему, и поэтому задача Моше хабен Йосефа - это подготовить эту почву.

Поэтому рав Кук считал, что государство Израиль является целиком категорией Моше бен Йосеф. И вот это самое важное решение которое он, фактически принял. И он отождествил государство Израиль с категорией Моше бен Йосеф. Он сказал, что задачей государства нерелигиозного, которое будет создано не в том даже, чтобы евреев продвинуть в духовной области, хотя это тоже есть, безусловно, но главная задача: обеспечить структуру, в которой может быть и Моше бен Давид. Вот, собственно, в двух словах и вся его теория, на самом деле.

Дальше идут всевозможные следствия об участии евреев во всех областях жизни, обязательно о том, что Моше бен Йосеф должен изменить совершенно представление о евреях в окружающем мире.

И мы видим, что на самом деле государство Израиль с этим исключительно хорошо справилось. Если раньше евреи были в представлении мира какой-то группой, которую все обижают, то теперь оно стало наоборот, израильским агрессором. Это безусловно положительно с этой точки зрения. Пусть лучше евреев считают сильными и агрессивными в этом смысле, чем их считают слабыми и забитыми. Я не хочу сказать, что плохо, что кто-то плохо к Израилю относится, это отдельный вопрос про всякую там... пропаганда государственная, но в принципе, для того, чтобы обрести влияние на мир, что должен сделать Моше бен Давид, нужно, чтобы к этому миру было приковано всеобщее внимание, чтобы это считалось сильным, чтобы это считалось важным, чтобы мир был готов к восприятию Моше хабен Давида. Вот эту всю подготовку, с точки зрения рава Кука, делает государство Израиль. Поэтому оно является категорией Моше хабен Йосефа.

Вот собственно все, но самое существенное у рава Кука то, что есть соединение нескольких этих линий. Одна линия - это категория искр и категория Моше хабен Йосефа, которая эти искры извлекает; вторая, это категория поколения пустыни, которые должны восполнить работу, которую они не делали, и третье это умение как-то интуитивно понимать - куда направлена Божественная рука в настоящее время. Рав Кук утверждал, что те люди, которые строят государство, хотя они лично неправы, но поскольку они соединили свою волю с волей Всевышнего, то они слушаются Его голоса, хотя и не соблюдают завет с Ним, по мнению рава Кука.

И за счет того, что он занимал все время такую позицию, которая была не отрицательной, а он как бы их понимал, то есть, он как бы им сочувствовал в каком-то смысле, вот они бедные, несчастные, вот они отказались от Торы, как им плохо, но мы им поможем, постепенно вот они делают, делают. Но как можно помочь человеку? Нужно с ним делать общее дело, потому что иначе с ним можно не войти в контакт. Когда ты с ним делаешь общее дело, тогда ты с ним можешь подружиться, и после этого, ты можешь на него воздействовать. Вот именно такой путь воздействия на этих людей изберал рав Кук. И поэтому он добился признания религиозных евреев со стороны нерелигиозных, антирелигиозных. Было время, когда они вообще не хотели признать религиозных, считали, что это то, что надо выкорчевать вообще, с корнем.

Вопрос: "Откуда мы знаем, что цель Йосефа, потому что Йосеф, он потомок Яакова и Рахели, он представляет собою непрямое воздействие, то есть: служение Всевышнему путем изменения материального мира, светского мира, не мира духовного, а мира светского, путем исправления мира?" Ответ: В скобках хотел бы еще объяснить такую важную вещь. Когда спрашивают про сионизм, это было учение, которое добилось успеха или не добилось успеха. То как на этот вопрос ответить? Как правильно сформулировать? Добился ли сионизм цели, которую перед собой поставил? В вашем сознании цель сионизма это собирание евреев в Израиле и построение государства и поэтому вы, наверно, думаете, что хотя бы на половину он свои цели выполнил.

Сионизм ставил совершенно другую задачу. Построение государства было только способом решения основной задачи сионизма, которую он не решил просто ни на ноль процента. 3адача сионизма была решить еврейский вопрос, то есть уничтожить антисемитизм, уничтожить особое положение евреев в мире. Поэтому сионизм стремился к тому, чтобы евреи путем построения государства стали таким же народом, как другие. Со своей, конечно, культурой, со своей особой традицией, со всем прочим, но таким же как другие. Русских же не ненавидят, поляков, чехов или кого-то еще. А вот евреев ненавидят, они считали. Почему евреев ненавидят? Потому что все живут в своих странах, а у евреев своей страны нет. Мы построим еврейскую страну, пусть не все соберутся, зато евреи будут как все другие народы и особая нелюбовь к евреям в мире исчезнет. Это было целью сионизма. Это не сделано ни на ноль процента, несмотря ни на все построение государства, несмотря на то, что к евреям стали относиться по-другому и оценивать их по-другому нелюбовь к евреям осталась ровно на том же уровне в мире, каком и была.

Религиозный сионизм в некотором смысле стоит на обломках сионизма, то есть фактически сионизм, как теория исходная, нерилигиозный сионизм, потерпел полное крушение, добившись полностью промежуточной цели, он не добился совершенно основной.

И поэтому религиозный сионизм встает именно на обломках того, что сионизм светский потерпел полное поражение. В этом смысле.

Вопрос: "Как религиозный сионизм пытается решить эту задачу?" И еще важный вопрос один, что после Моше бен Йосефа совершенно не обязательно приходит Моше бен Давид. Поэтому то, что у нас есть, должны считать, что государство Израиль является Моше бен Йосеф, то есть категория Моше бен Йосеф совсем не очевидно, что после этого придет Моше бен Давид, а не развалится по дороге, просто всех не выгонит из Израиля. Это тоже возможно, не следует считать, что если государство уже образовано, то это уже начало окончательной мессианской эпохи. Все это неизвестно.


Продолжение